Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении

Автор: Шматько Елена Александровна
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) сопряжено с изменениями в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии.

Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ. Вторая — в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

• раскрытия творческого потенциала обучающихся;

• освоения современных информационных технологий.

2. Учебно-методический аспект. ИКТ являются действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. При этом электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.

3. Организационный аспект. ИКТ может помочь в организации форм обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

4. Контрольно-оценочный аспект. ИКТ обеспечивает быструю обратную связь, взаимодействие преподавателя и обучаемого. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления наблюдения, мониторинга, различных видов контроля и оценки знаний.

ИКТ в образовании: где и как?

С помощью методов и средств информатизации учитель должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности. Попытаемся ответить на эти вопросы.

Итак, Вопрос первый: что? Какие могут быть информационные ресурсы. Их огромное многообразие:

электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; дистанционные учебные курсы, электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; электронная почта, электронные телеконференции; поисковые системы, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

По форме взаимодействия с обучаемым средства ИКТ могут быть асинхронного режима связи – «offline», синхронного режима связи – «online».

Возникает следующий вопрос: где это все брать? Помимо того, что сейчас есть возможность приобретения данных ресурсов на различных носителях (CD, DVD), в сети интернет существует огромное количество образовательных сайтов, сайтов, где учителя могут найти либо готовые к применению ресурсы, либо создать их самостоятельно. Я предлагаю вашему вниманию всего лишь несколько сайтов, которыми можно воспользоваться при подготовке и проведении уроков.
Использование ИКТ.doc