Формирование читательской компетентности учащихся

Автор: Зубаирова Альфия Ураловна
Формирование читательской компетентности учащихся

Педагогов и психологов все больше тревожит тот факт, что современные дети мало и без понимания читают. В то же время значительная часть учителей не рассматривает обучение школьников приемам понимания текста как особую психодидактическую задачу. В связи с этим в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения отмечается, что: «…лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» — читать целенаправленно, осмысленно, творчески», а владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности, формируемый в начальных классах и совершенствующийся в старшей. Это означает, что актуальная и значимая проблема понимания текста на начальном этапе обучения требует к своему решению современных научных подходов, имеющих непосредственный выход в образовательную практику
Решить данную проблему можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.
В статье предлагаются
Упражнения для работы со словом и предложением
.Упражнения на понимание и осмысление всего текст
Задания, направленные на обучение пониманию текста.
Задания на понимание концепции текста формируют умения обобщать усвоенную из текста информацию, формулировать понятия.Задания, направленные на формирование умения выявлять подтекстовую информацию.
Задания , направленные на обучение интерпретации текста.
Лингвистические задания направлены на обучение интерпретации текста как единицы языка. Пример.
.Задания, способствующие обучению языковой и речеведческой характеристикам текста:
Кроме того,в статье есть вывод :что дают ученикам такие упражнения?
Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя

Доклад Зубаировой А.У..docx