«Основопологающие принципы здоровьесберегающих технологий»

Автор: Виктория Ульянкина
в статье описаны основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий; 4 основные группы здоровьесберегающих технологий, применяемые в учебно-воспитательном процессе и критерии здоровьесбережения на занятии.
Документ Microsoft Office Word (3).docx

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.

Автор: Медведева Ольга Валериевна
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Процесс формирования личности — развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” — человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается не в его связи с миром, а в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие физической культурой и спортом, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость.
Физическая культура выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует сохранению, укреплению и развитию физических качеств, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала.
Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Ру¬бинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из ка¬честв человеческой психики — воля, память, мышление, творче¬ство и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они фор¬мируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жиз¬ненно важные двигательные действия и движения.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокуп¬ность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Физическая культура одновременно гармонически развивает личность ребен¬ка, стимулирует раскованность и свободу его движений, способствует акти¬визации к творчеству. Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием.
Физическое воспитание — педагогичес¬кий процесс, направленный на формирование двигательных на¬выков, психофизических качеств, достижение физического совер¬шенства.
Физическое воспитание и развитие ребенка связано с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздей¬ствия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспита¬ния, детская психология).
Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как фи¬зиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры био¬логического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изу¬чает определенную сторону физического развития. Благодаря физическим упраж¬нениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, ды¬хательной систем, значительно оздоравливается организм ребен¬ка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, куль¬тура жеста. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состо¬яния организма.
Задачи физической культуры в школьном возрасте:
• укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
• приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
• воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств развития психических процессов и свойств личности.
В процессе преподавания физической культуры решаются разнообразные задачи: формирование личности школьника, воспитание его волевых качеств, эстетических вкусов, привитие трудовых привычек, умственное и физическое развитие, физической подготовленности, трудовой деятельности.

3адачи физического воспитания:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
закаливание организма, содействие гармоничному физическому
развитию;
• выработка устойчивости к неблагоприятным условиям;
• овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
• развитие координационных способностей;
• формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье;
• выработка представлений об основных видах спорта;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
• воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости.
Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности. Чтобы физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни необходимы систематические занятия. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.
Перед специальными (коррекционными) школами стоит очень важная задача — реабилитация и социализация детей с ОВЗ средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности детей с ОВЗ.
Комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивающим его последующую коррекцию и служащим важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого — отсутствие квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как решение многочисленных проблем детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы — одно из ведущих условий подготовки детей к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современном цивилизованном обществе.
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни.
В нашей школе большинство детей с ОВЗ обучаются на дому, поэтому занятия по физической культурой проходят индивидуально или малыми группами, что позволяет больше внимания уделить каждому отдельному ребенку. Наряду со здоровыми детьми – дети с ОВЗ охотно принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья. В своей работе мы используем разные формы( от физкультминуток и динамических пауз на уроке до соревнований и олимпиад) и систематичность работы приносит ощутимый результат, в первую очередь, для самого ребенка.
В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Литература:
1.Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд
2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка
3.Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен¬ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199\’\’. №1.
4. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» ,Институт социальной работы, М., 1996 г.

доклад.docx

Автор:
Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.
кинезиологические упражнения.docx

Картотека кинезиологических упражнений

Автор: Ефремова Юлия Владимировна
Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.
кинезиологические упражнения.docx

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ритмики и музыки для детей с ОВЗ в начальных классах.на уроках

Автор: Бондарева Наталия Александровна
Каждый учитель пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые являются не только частью образовательного процесса, но и реализацией адаптированных образовательных программ.
Умение и желание сохранить здоровье необходимо прививать с раннего возраста. Поэтому в начальной школе нужно уделять большое внимание пропаганде здорового образа жизни, опираясь на музыкально-ритмическое воспитание и включать в урок не только музыкально-ритмические упражнения ,игры, песни, танцы, но и уделять некоторое время беседам о закаливании, одежде ученика, режиме дня и др.
Для детей с задержкой психического развития уроки ритмики носят важный характер, т.к существует необходимость коррекции недостатков психического и физического развития . С помощью музыкально-ритмической деятельности происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция , произвольность движений и поведения .
Лечебное значение музыки известно давно. С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. На уроках в целях музыкальной терапии используется как классическая, так и современная лёгкая музыка Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки.
В. М. Бехтерев,выдающийся ученый XX столетии в области психиатрии и неврологии считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на слуховые и зрительные раздражители.
На уроках ритмики снимается психоэмоциональное напряжение, активизируется мышление, проявляется интерес к деятельности, развиваются: внимание, память, музыкальный слух, моторика, координация движений, чувство ритма, воспитываются навыки группового поведения.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему.Психологический комфорт школьников во время урока имеет большое значение. Доброжелательная обстановка, внимание к каждому ,тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор помогают учащимся добиться хороших результатов в своей деятельности
В заключение можно сказать, что применение на уроках ритмики в начальной школе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает сохранить и укрепить здоровье учащихся, а также способствует формированию положительных мотиваций у детей и родителей обучающихся.

ЗДОРОВЬЕСБЕР ТЕХН НА РИТМИКе 26.03.18.docx

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

Автор: Пастухова Ирина Станиславовна
Урок является основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса.
Здоровьесбережение доклад +.docx