Автор: Глухих Наталья Витальевна
Методов и способов формирования функциональной грамотности школьников существует много, но собственная исследовательская практика — один из самых эффективных.
Проблема, над которой я работаю и наблюдаю положительные результаты: «Развитие функциональной грамотности через проектную деятельность».
Одним из инновационных методов обучения является метод проектов.
В условиях информационного общества, когда знания в мире стремительно устаревают, необходимо не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать самостоятельно и уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
Категории конференций: «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»
ГОБ ПОУ» Усманский промышленно технологический колледж»
Автор: Любовь васильевна Афанасьева
Жизнь не стоит на месте, все в мире изменяется. Изменяются предметы, вещи, а так же и мы люди. Взрослые очень быстро могут приспособиться к существованию в изменившихся условиях. Каждый день мы куда-то спешим и не успеваем заметить, что вместе с окружающим миром изменяются и наши дети. Они уже не хотят стать космонавтами или инженерами, швеями или доярками. Мечты у современных детей менее реалистичные, чем у их сверстников в XX веке. Человек паук, трансформеры, компьютерные игры отрывают наших детей от реальности. Поэтому, чтобы современные дети могли без проблем существовать в жестоком мире, школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Основные задачи новой технологии: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Основными составляющими новой технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.
Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. В этом случае в педагогической литературе они объединены в две относительно самостоятельные группы – объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.
Формы учения можно определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.
Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Используя в своей работе ту или иную технологию, учитель применяет различные методы обучения. В современной классификации первая группа методов – пассивные (или традиционные) являются самыми распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль – оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма образования: учитель — учебник — ученик, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик — учебник — учитель.
В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно — компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.
Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.
Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.
Помимо этого к интерактивным методам можно отнести решение и составление различных занимательных заданий: проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов; диспутов, дискуссий, викторин; турниров знатоков, ролевых и деловых игр; работу в малых группах по принципу «мозговая атака» и т.п.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
В результате применения данных технологий формируются:
— умения разрешать задачи-ситуации;
— коммуникативные навыки социализации;
-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;
-навыки адаптации к условиям среды;
-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах;
-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.
В названных выше технологиях, в зависимости от возрастных особенностей учащихся, используются объяснительно-иллюстративная, поисковая и исследовательская модели обучения с применением активных и интерактивных методов обучения. Они позволяют накапливать умения и навыки работы с инструментом и оборудованием, самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или совместно друг с другом, с учителем.
И в заключении хочу сказать: «Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Мы стремимся к успеху. И если будут успешными учителя и школа, значит, есть надежда на то, что наши ученики тоже будут успешными и счастливыми!»
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Аспекты влияния инновационных образовательных технологий на учебно-воспитательное пространство.
Автор: Дурова Татьяна Викторовна
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты современных образовательных технологий и их влияние на учебно-воспитательное пространство.
доклад конф.2.docx
учитель начальных классов
Автор: Вера Николаевна Покидько
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности и воспитанию интереса к зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста. Описаны взаимосвязи русской и зарубежной литературы. Представлены методы и формы работы по формированию читательской компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности.
статья Кузькина, Покидько.doc
Формирование учебной мотивации на уроках английского языка
Автор: Елена Александровна Процких
Процких Е. А., Формирование учебной мотивации на уроках английского языка.docx
Система оценки образовательных достижений младших школьников. Проектировочные подходы и технологические решения
Автор: Асадулина Светлана Юрьевна
Патриотическое воспитание на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Автор: Ефремова Ольга Васильевна
Урок музыки как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
На своих уроках музыки патриотическое воспитание осуществляю через:
• постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
• введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
• знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
• знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
• изучение основных жанров фольклорных сочинений;
• знакомство с культурой татарского, русского и чувашских народов, их традициями, обычаями, музыкой.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки для них становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет мне и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
С огромным успехом в нашей школе провожу праздники и конкурсы такие как: “Служу России”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Афганистане и Чечне, рассказы о службе в армии и т.д. Фестиваль детского художественного народного творчества «Без Бергэ — Мы вместе», который объединяет насколько поколений семей, творческие коллективы и учащихся нашей школы. Со сцены звучат песни и танца народов Поволжья.
Я считаю, что патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
Патриотическое воспитание на уроках музыки в общеобразовательной школе
Автор:
Изучение музыки в школе направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.
Урок музыки как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
На своих уроках музыки патриотическое воспитание осуществляю через:
• постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
• введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
• знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
• знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
• изучение основных жанров фольклорных сочинений;
• знакомство с культурой татарского , русского и чувашских народов, их традициями, обычаями, музыкой.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки для них становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет мне и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
С огромным успехом в нашей школе проводятся праздники и конкурсы такие как: “Служу России”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Афганистане и Чечне, рассказы о службе в армии и т.д. Фестиваль детского художественного народного творчества «Без Бергэ — Мы вместе», который объединяет насколько поколений семей, творческие коллективы и учащихся нашей школы. Со сцены звучат песни и танца народов Поволжья.
Я считаю, что патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
Алгоритм составления технологической карты урокаучитель истории и обществознания
Автор: Елена Вадимовна Чулкова
Проблемы ранней профориентации школьников в общеобразовательной организации
Автор: Сергеева Алла Алексеевна
Введение. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения обучающихся начальной школы, проблемы ранней профориентации школьников, причины их возникновения и пути решения.
Методология. Исследование уровня знаний младших школьников о мире профессий проводилось в 2023/2024 уч. г. путем сбора информации, анкетирования, тестирования. При приведении результатов анализа в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных.
Результаты. В статье посредством диагностики целевых групп были выявлены проблемы ранней профориентации школьников в общеобразовательной организации, а также сформулированы предложения по их решению.
Заключение. Мониторинговое исследование позволило выявить проблемы ранней профориентации школьников, что позволит скорректировать работу специалистов по профессиональному самоопределению обучающихся в начальной школе.