Организация и проведение музыкально-дидактической игры.

Автор: СТРАЖЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Публикация на тему:
Организация и проведение музыкально-дидактической игры.
Подготовила муз.руководитель: Стражева Н.А.
В современной педагогике музыкально-дидактическая игра активно используется в образовательной деятельности с дошкольниками.
Основная роль в успешном проведении игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности.
Ведь потребность в игре заложена в ребенке самой природой, а музыкальная игра — самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.. Воздействуя на ребенка в ходе игры, музыка способствует его эстетическому воспитанию и формированию положительных эмоций, развивает музыкальные способности, повышает качество знаний и является источником детских творческих проявлений.
Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, поэтому ее использование позволяет избегать утомляемости детей, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, то есть осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определенных действий, без особых усилий.
Музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности, хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни, увлекаемый музыкальными звуками.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Педагог организует игровое пространство, подбирает дидактический и музыкальный материал, объясняя условия игры, а главное – способствует тому, чтобы детям в игре было легко и комфортно.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Задачи:
• учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
• развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
• совершенствовать чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
• воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Дидактические игры представляют собой основу игрового обучения.
Основные функции дидактической игры:
Обучающая. Дидактическая игра имеет учебное содержание. Правильно организованная игра воспроизводит процедуру и особенности творческих поисков взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельностью Игровое содержание – это то, что определяет характер и особенности игры. Дети знают правило игрового поведения, цели игры, свои основные действия и результаты, которых они ожидают.
Развивающая. Дискуссия, организованная музыкальным руководителем в рамках дидактической игры, развивает логическое мышление. В условиях игровой деятельности развиваются мышление, активность и интерес к учебному материалу, уверенность в своих силах, а игровое взаимодействие создает благоприятные условия для закрепления способов и приемов учений, развития творческих способностей.
Побуждающая. Игровая деятельность связана с потребностью выполнения поставленной задачи игры. Игровые моменты, побуждая к решению учебных задач, создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интереса к предмету и учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативная. Игра предполагает активное общение. В ней дети осознают себя членами коллектива, учатся действовать согласованно.
Организационно-направляющая.Создает оптимальные условия для осуществления учебно-игрового взаимодействия дошкольников. В музыкально-дидактической игре каждый ребенок может применить свои знания, показать свое понимание учебно-познавательной задачи, проявить умения слушать и анализировать музыкальное произведение. Правила и требования игры обеспечивают координ7ацию и согласованность действий дошкольников, а продуманная организация позволяет детям выступать в определенных ролях, перевести учебную деятельность в игровой план.
1.Игры, способствующие начальной ориентировке в творческой деятельности.
Игра «Здравствуй, дедушка Мазай»
Цели: помочь детям создать игровой образ музыканта-исполнителя; закреплять знания дошкольников о музыкальных инструментах.
Описание игры. В начале игры выбирается водящий. Это можно сделать при помощи считалки, например: Раз, два, три,
Раз, два, три,
На чем играем мы – смотри!
Игроки предварительно договариваются, на чем они будут «играть», затем подходят к водящему, скандируя:
Здравствуй Дедушка Мазай,
На солнышко вылезай!
Водящий: Здравствуйте! Где вы были, что делали?
Дети: Где мы были, мы не скажем
А что делали – покажем.
Дети показывают «игру» на выбранном инструменте. Если водящий отгадывает инструмент, то указывает на любого, другого игрока, который займет его место и становится водящим. Игра повторяется.
Игра «Споем по очереди»
Цели: создать атмосферу творческой импровизации, чтобы каждый ребенок смог придумать танцевальную композицию, опираясь на имеющийся музыкальный опыт; формировать умение сочетать характер танцевальных движений с характером музыки.
Описание игры.
Эту игру можно провести на основании любой знакомой песни, важно одно условие – все игроки должны знать ее мелодию и текст хотя бы одного куплета. Примерный вариант игры с использованием народной песни «Во поле береза стояла»
— Давайте вспомним хорошо известную всем песню «Во поле береза стояла». Споем вместе первый куплет.
Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли –люли стояла.
Люли – люли стояла.
— Теперь разделимся на две подгруппы, для каждой — свое задание: одна подгруппа выполняет первый куплет песни, а вторая коллективно подбирает и выполняет под нее знакомые танцевальные движения. Затем подгруппы поменяются заданиями.

2. Игры, способствующие освоению способов творческих действий.
Игра «Музыкальное приветствие»
Цели: помочь осваивать способы песенной импровизации; закреплять певческие умения.
Описание игры.
Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще всего напрямую дублируют интонации педагога. Это не должно вызывать тревогу: со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения.
При разучивании приветствия педагог сначала поет на одной ноте, показывая рукой повторение звука на одной ступени. В хоровом ответе дети повторяют интонации педагога и ее ритмический рисунок.
Педагог: Добрый день!
Дети: Добрый день!
Второй вариант приветствия педагог может спеть, двигаясь по нисходящему звукоряду( соль- до, ля – ре)
Педагог. Здравствуйте ребята!
Ответ детей строится на нисходящем тоническом трезвучии (соль- ми- до, или ля – фа – ре) Движение мелодии и дети, и педагог показывают рукой.
Третий вариант – приветствие «по ролям». Тогда педагог обращается, напевая тот же мотив, сначала к одному ребенку «Здравствуй, Наташа!», а затем к другому. Детьми дается ответ на звуках нисходящего трезвучия.
Игра « Перекличка»
Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.
Описание игры.
Педагог предлагает детям «погулять по лесу». Дети могут двигаться в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами», «радуясь интересной находке» и т. д. На призыв педагога, пропеваемый им произвольный мотив, дети дают ответ: где они или чем они занимаются. Вокальные фразы ребят тоже произвольны.
Педагог. Костя, ауу, где ты, что делаешь?
Ребенок. Я около дуба, собираю желуди.
Педагог. Ауу, Лена, где ты?
Ребенок. Я на лесной полянке. И. т.д.
При повторении игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять на себя любой из детей.

3.Игры, рассчитанные на самостоятельные действия детей, использование продуктов творчества, способов творческих действий в других образовательных областях.
Игра «Измени настроение»
Цель: побуждать самостоятельно комбинировать приемы техники рисования, опираясь на опыт музыкально-творческой деятельности.
Описание игры.
Педагог вспоминает с детьми беседу о цирке, клоунах. Дошкольники делятся своими новыми впечатлениями от посещения цирка.
Педагог обращает внимание детей на то, что клоуны не всегда веселятся. Бывают в жизни и грустные моменты, и моменты удивления. Детям предлагается изменить настроение клоунов, нарисовать другое эмоциональное состояние у них на лицах. Для этого играющим раздаются листы бумаги, поделенные на две части: на первой — лицо клоуна в одном эмоциональном состоянии, на другом – шаблон, на котором нужно нарисовать другое эмоциональное состояние.
В заключении дети дают название своим картинам:
— «Весело – грустно»;
— «Удивились – обиделись»;
— «Испугались – рассмеялись»;
Можно организовать выставку картин детского творчества «Какие бывают клоуны»
Игра «Мажор – минор»
Цели: развивать художественно-ассоциативное мышление; закреплять представление о мажоре и миноре.
Описание игры.
Педагог беседует с детьми о том, каким образом композиторы и поэты передают в своих произведениях настроение радости, грусти, какие подбирают слова и звуки.
Звучит музыка И.Штрауса «Весенние голоса», П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня», и педагог спрашивает , какое произведение мажорное , а какое минорное. После этого он читает стихи. А. Плещеева и просит у детей сопоставить их с мажорным и минорным настроением музыки.
Мажорные стихи Минорные стихи
Травка зеленеет
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В гости к нам летит,
С ней и солнце краше
И весна милей….
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей! Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Выполнив ориентировочное задание, дети по желанию делятся на команды, каждая из которых подбирает стихи с мажорной или минорной окраской.

Игра «Озвучиваем стихи»
Цель: формировать навыки импровизации на заданный поэтический образ, закрепляя умение творчески озвучивать стихи тембрами музыкальных инструментов.
Описание игры.
Педагог читает стихотворение, обсуждает с детьми варианты его тембровой окраски:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь нескошенной травы
Головой качая? А. Толстой.
Задавая наводящие вопросы, педагог подводит детей к мысли о том, что к этому стихотворению лучше всего подходят тембры звенящих инструментов( металлофона, ксилофона, треугольника, колокольчика) вспоминает с ними различные приемы исполнения (громко, тихо, медленно, быстро). Затем расставляет играющих по разным сторонам комнаты, предлагает представить себе летнюю полянку с различными цветами и просит изобразить свой колокольчик , не похожий на другие. Итогом игры является лучший импровизатор.

Публикация на тему.doc

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Автор: Шулякова Любовь Алексеевна
в статье рассматриваются актуальные темы патриотического воспитания. Так же представлены современные образовательные программы о патриотическом воспитание. Выделены виды патриотического воспитания.
Шулякова Л.А (образование и педагогика).docx

Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры.

Автор: Торовина Екатерина Викторовна
Развитие интеллектуальной сферы происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, в процессе систематического обучения на занятиях, но и в дидактических играх в дошкольных учреждениях. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый процесс развития интеллектуальной сферы. Развитие интеллектуальной сферы — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.
доклад для конференции.docx

Сенситивное развитие дошкольников

Автор: шолина лариса васильевна
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Сенситивное развитие дошкольников.docx