Инновационная деятельность педагога в рамках ФГОС

Автор: Наталья Борисовна Покровская
На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Но что же такое инновация? Слово говорит само за себя, это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта. Саранцева в своей статье «Инновации в педагогическом процессе» определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства [2]. В данном случае, целью инновационной деятельности будет улучшение качества работы. Основные признаки инновационной деятельности:
1. Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса.
2. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
3. Повышения интереса у детей к обучению.
Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера [1].
В инновационной деятельности можно выделить три основных блока: техническая, учебная и внеучебная. Эти блоки все интегрируются, если берешь техническую область, хочешь не хочешь, а она все равно интегрируется в учебную область. Рассмотрим все блоки по порядку.

Инновационная деятельность в реализации ФГОС.docx

Инновационные технологии в обучении

Автор: Мелехина Наталья Сергеевна
Инновационные технологии в обучении можно рассмотреть на примере технологии развития критического мышления — развитие интеллектуальных способностей учащихся, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Роль педагога — быть помощником. Технология позволяет на этапах вызова – осмысления – рефлексии, не только сделать занятия интересными, но и увлекательными и эмоциональными.

Инновационные технологиии в обучении.docx

Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС

Автор: Чернобай Татьяна МИхайловна
На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами.Но что же такое инновация? Слово говорит само за себя, это что-то новое, какие- то обновления, это создание нового продукта.Саранцева в своей статье «Инновации в педагогическом процессе» определяет инновационную деятельность как деятельность, направленную на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства [2]. В данном случае, целью инновационной деятельности будет улучшение качества работы. Основные признаки инновационной деятельности:
innovatsionnaya_deyatelnost_v_ramkah_realizatsii_fgos.docx

Применение инновационных технологий в воспитательной работе».

Автор: Гусейханова Мадина Магомедовна
…Творчество есть необходимое
условие существования, и всё,
что выходит за пределы рутины и
в чём заключена хоть йота нового,
обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Л.С.Выготский

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука.
Инновация рассматривается как результат творческого процесса. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Инновации в воспитании – это системы долгосрочные, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков позволяющих нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
— диагностирование
— целеполагание
— проектирование
— конструирование
— организационно- деятельностный компонент
— контрольно- управленческий компонент
Современные технологии – это игровые, информационные, здоровьесберегающие, шоу-технологии, коммуникативные, коллективно-творческие дела.
В основе их лежит определённая направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату.
Инновационные технологии:
— коллективно творческое дело
— информационно-коммуникативные
— нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальные марафоны)
— социальное проектирование
— организационно-деятельностные игры
-технология исследовательской деятельности
— технология проектов
— технология дидактической игры
— здоровьесберегающая технология
— личностно-ориентиованная технология
— экологообразовательные
— кейс-технологии
— арт-технологии
— шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
— групповая проблемная работа (разработка проектов)
— диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
— диалог «педагог-воспитанник»
— тренинг общения
— «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих ярко выраженную учебно-познавательную направленность. Виды педагогических игр:
— деловые (моделируют управленческие или производственные ситуации; цель – обучение принятию решений, усвоение или закрепление учебного материала);
— имитационные ( моделируют деятельность какой-либо организации или подразделения; цель – формирование практических умений и навыков);
— операционные (моделируют рабочий процесс; цель – отработка конкретных специфических операций);
— игры исполнения ролей (моделируют «пьесу ситуации»; цель – отработка тактики поведения, выполнения обязанностей конкретного лица);
— «деловой театр» (инсценировка ситуации; цель – выработка навыков позитивного общественного поведения);
— психодрама и социодрама (социально- психологический «театр»; цель – развитие «человеческих» качеств личности).
Шоу-технологии – деление участников на выступающих и зрителей; соревноваться на сцене; заготовленный организаторами сценарий. Структура: запуск, задания- конкурсы, финал. Три основных психологичкских механизма: эмоциональное заражение, соревновательность, импровизация.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога. Цель здоровьесберегающей технологии- обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний. Термин «арт — терапия» (лечение искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. К формам арт-терапии относятся: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (движение танца), библиотерапия, фототерапия.
Социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. К основным задачам социального проектирования относятся: повышение общего уровня культуры школьников за счёт получения дополнительной информации, формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе, закрепление навыков командной работы, совершенствование полезных социальных навыков и умений.
Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) — основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа выявления проблем поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Цели, достигаемые при использовании кейс- технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, формирование готовности к оценке и принятию решений, обеспечение повышения качества усвоения знаний за счёт их углубления и обнаружения пробелов, развитие коммуникативных навыков. Кейс-метод – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, учебный материал подаётся в виде проблем (кейсов). Виды кейсов:
— ситуации-иллюстрации представляет ситуацию и поясняет причины её возникновения, описывает процедуру её решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ её решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие;
— ситуации-упраженния описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный харакиер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретённые теоретические знания;
— ситуации – оценки описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и её решения;
— ситуации – проблемы представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
Технология коллективной творческой деятельности, основными этапами которой являются:
1. подготовка педагога к проведению КТД (традиционное: ориентация педагога на развитие коллектива; личностно ориентированное КТД: ориентация педагога на развитие индивидуальности воспитанников);
2. коллективное целеполагание и планирование (традиционное КТД: социальные основания дела, акцент на групповой работе; личностно ориентированное КТД: дело как потенциал личностного развития, индивидуальных вкладах, на авторство идей);
3. подготовка дела (акцент на дружной групповой работе; личностно ориентированное КТД: акценты на добровольность принятия ролей, поручений);
4. проведение дела ( традиционное КТД: участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана; личностно ориентированное КТД: структура дела выбирается с учётом смоопределения воспитанников в отношении ролей, поручений);
5. коллективное подведение итогов (традиционное КТД: основные вопросы – критерии: Как мы организовали дело? Как мы проявили свою коллективность?; личностно ориентированное КТД: вопросы –критерии, акцентирующие значимость дела для понимания и развития себя как индивидуальности);
6. последействие (традиционное КТД: закрепление коллективного успеха, преодоление препятствий в развитии коллектива; личностно ориентированное КТД: закрепление индивидуального успеха, преодоление препятствий в развитии личности). Выделяются виды КТД: познавательные дела, трудовые дела, художественные дела, спортивные дела, экологические дела, досуговые дела. Содержание КТД предполагает: создание условий для творческого развития личности ребёнка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, создание условий для личностного и профессионального самоопределения, профилактика асоциального поведения.
Показатели нового качества воспитательного процесса:
— повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
— повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
— осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с школьниками;
— развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование и умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
— развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально- творческой деятельности и творческой активности учащихся;
— развитие способности свободного культурного общения.
Благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

доклад .docx

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС НОО

Автор: Алфеева Татьяна Анатольевна
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Рефлексия деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.doc

Основы формирования ценностных отношений к окружающему миру в начальных классах (на традициях старообрядцев Забайкалья)

Автор: Филатова Людмила Лазаревна
В последние десятилетия в общественном сознании проблемы охраны окружающей среды вышли на одно из первых мест. Однако теоретические поиски их решения замыкаются в основном в рамках естественнонаучных технических дисциплин. С целью преодоления нарастания экологического кризиса разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки природных ресурсов. Но эти меры, по-видимому, могут лишь замедлить наступление кризиса и как-то смягчить его, но не в состоянии его предотвратить. В этой кризисной ситуации, когда современная мораль не способна обеспечить выживание дикой природы, традиции коренных народов представляют нам надежду на будущее. Речь, конечно, идёт не о возврате к романтическому прошлому, а о возрождении и соединении экологической этики этнических культур (ценностных отношений) с современной индустриально-урбанизированной цивилизацией.
статья.docx

Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка

Автор: Алфеева Татьяна Анатольевна
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Оно неотъемлемо связано с умением осуществлять орфографический самоконтроль.
Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка..docx

Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка.

Автор: Алфеева Татьяна Анатольевна
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Оно неотъемлемо связано с умением осуществлять орфографический самоконтроль.
Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка..docx

«Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ в специальном образовательном учреждении»

Автор: Шардина Светлана Юрьевна
Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку \»в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста\». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.
инновационная деятельность.docx

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

Автор: Третьякова Оксана Александровна
Программа коррекционно-развивающей области «Развитие познавательных способностей учащихся» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков развития познавательных процессов у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель дефектологических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии высших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Развитие познавательных способностей учащихся» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных нарушений высших психических функций, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

2. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Направления программы логопедических занятий:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
–диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
–диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
–коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
–развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка).
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Курс «Логопедические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения (дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования дизорфографии. У отдельных школьников могут наблюдаться нарушения темпо-ритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств, для детей с ЗПР, как уже указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена бедность и однообразие словаря, присутствуют трудности словообразования и словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового, выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая, обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.
Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием. Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность, пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал предметной области «Филология».
Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых уроках.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.
коррек. курс 1 е-логопедические занятия — копия.odt