Урок русского языка в 3-м классе по теме «Проверка написания гласной в суффиксах ИК, ЕК»

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Проверка написания гласной в суффиксах ИК, ЕК»

Автор: Мухутдинова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Цели урока:
1. Формировать представления о написании суффиксов –ик, -ек. Самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать какой суффикс писать в словах.
2. Повторить и закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании. Развивать умение разбирать слова по составу.
3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логику. Создать положительную мотивацию.
4. Воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вводная часть
Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах. Будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо, чтобы наша речь была красивой и многообразной. И в этом нам поможет мальчик суффикс
Учитель: — Где стоит суффикс?
Ребенок:
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначая уголком,
Называю суффиксом.
Учитель: Мальчик Суффикс принес нам слова и 2 суффикса –ик, -ек. Подберите к этим словам однокоренные слова, обозначающие маленькие предметы.
Огурец – огуречик
Карандаш – карандашик
С помощью какой части слова образовались новые слова?
Ребенок: С помощью суффикса.
Сначала мы потренируемся писать на минутке чистописания.
3. Чистописание
Ек ик ек ик
Звоночек, крокодильчик, цветик
Вертится клубочек, вяжется чулочек
4. Словарная работа
Учитель: Мальчик Суффикс предлагает совершить путешествие по сказкам. И предлагает нам четыре стороны света: север, запад, восток, юг.
• Какие это слова? (Словарные)
• Какая часть речи? (Существительное)
Образуйте от данных словарных слов прилагательные.
С помощью какой части слова получились слова? (С помощью суффикса)
Северный, западный, восточный, южный.
Образуйте однокоренные слова от слов север, юг, чтобы они обозначали людей, живущих в тех местах.
Северянин, северянка, южанин, южанка.
Какие суффиксы мы увидели в словах?
-н-, -ан-, -ян-, -к-, -ин-.
5. Ознакомление с правописанием суффиксов –ик, -ек
Мальчик Суффикс предлагает нам отправиться на восток. Нас ждет первая сказка «В стране невыученных уроков». А встречает нас мальчик Виктор Перестукин.
Посмотрите, он нам показывает таблицу.
Единственное число Множественное число Надо писать
Кузнеч*к Кузнечики Кузнечик
Звоноч*к Звоночки Звоночек
Клубоч*к Клубочки Клубочек

Посмотрите внимательно, как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс и сформируйте правило, когда пишется –ик, а когда –ек. Проанализируйте 2 и 3 столбики.
(Ответы детей)
Суффикс –ик сохраняет гласную при изменении формы слова Кузнечик-кузнечики.
В суффиксе –ек при изменении формы слова гласная убегает звоночек-звоночки.
Работа с учебником. Стр. 133 – сведение о языке.
Виктор Перестукин хочет рассказать вам секрет, который помог ему открыть ворота.
Можно использовать слово помощник «нет» — нет кузнечика, нет звоночка.
При выпадении гласного пишется е.
Давайте посмотрим, как это произошло.
(Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»)
6.Упражнения в написание слов с суффиксами –ек, -ик.
Виктор Перестукин попал в страну со своим другом. Там было много интересного. Они предлагают вам задания.
1) Запишите предложение и вставьте пропущенные буквы
Кот*к разрезал вкусный арбуз*к.
Много булоч*к растет на хлебном дереве.
Объясните правописание пропущенных букв.
Чтобы открыть ворота Виктору Перестукину дали задание. А я даю вам предложение.
Ключ*к откроет заветный замоч*к.
7. Физкульминутка
8. Закрепление нового материла
Работа с карточками
Подготовьте карточки. Я буду доставать слова, а вы показывать, какой суффикс напишите.
Ротик, ножик, узелочек, котик, веночек, горшочек, кирпичик, горошек, кузнечик, сыночек.
Работа с учебником
№242. Запишите слова парами. В словах проверьте правописание суффикосв –ик, -ек формой множественного числа.
Пишем и, как как оно не выпадает.
Карандашики – карандашик.
Кирпичики – кирпичик.
Пишем е, так как оно выпадает.
Горошки – горошек.
Самостоятельно (1 ребенок у доски)
От основ данных слов образуйте новые однокорневые слова с суффиксами –ек, -ик.
Рот, клубок, нож, шалаш, дождь, огурец, кот.
9. Домашнее задание
№110. Прочитайте задание
10. Итог урока
Какую часть слова учили на уроке?
Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов)
Когда нужно писать –ек, — ик?
Что понравилось на уроке?
Вы сегодня замечательно работали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *