Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе реализации проекта «Мой город -любимейший на свете».

Автор: Галимьянова Разина Нафиевна
Проект «Мой город любимейшей на свете».
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм — это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самим близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Целенаправленная работа с детьми может проводиться по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей родине-месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятом в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердце искорку любви к родному краю, к Родине.
Тип проекта: межгрупповой, исследовательский. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Цель проекта: Формирование у детей чувства любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умнолжать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Задачи проекта:
— способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
— воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны;
— приобщить детей к традициям и обычаям своего народа;
— ориентировать родителей воспитанников на патриотические воспитание детей в семье.
Этапы проекта:
— создание предметно-развивающей среды, а также мини-музей башкирского народного быта;
— чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок;
— занятия – путешествия;
— детские игры «Кто быстрее соберет?» (герб, флаг), «Заколдованный город», «Угадай, где я нахожусь?»;
— конструктирование из строительного материала;
— изготовление макетов микрорайона, достопримечательности города;
— экскурсии: в музей, леса, к памятникам города, в пожарную часть, в детскую бибилиотеку, в исторический музей;
— принять участие в городском конкурсе «Сказки» и …
— продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
Работа с родителями
— папка-передвижка: «Семь чудес города»;
— изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей»;
— составление семейных альбомов;
— анкетирование «Люби и знай родной край»;
— конкурс семейных газет «Наша дружная семья», «Герб нашей семьи»;
— экскурсии по памятным местам города.
Теория
Основываясь на «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду», в своей практике также использую программу «Патриотическое воспитание детей» М.Д.Маханева, и «С чего начинается Родина?» Л.А.Кондрикинской.
1. Природа нашего (города, края)
Дети с интересом слушают рассказы о растительных и живых объектах, отгадывают загадки, читали стихи, знакомились со своеобразной красотой родного пейзажа в разное время года, какие изменения происходят в природе.
Для углубления любви к природе города были проведены занятия с продуктивной творческой деятельностью на темы «Осень золотая», «Лето в моем городе», «Птицы нашего края» и т.д.
Методика ознакомления детей с архитектурой родного города включает в себя непосредственное восприятие детьми окружающего: наблюдения, экскурсии, рассматривание демонстративно-иллюстративного материала и прочее.
Для ознакомления детей с обликом родного города изготавливаем моделирование. Для того, чтобы дети запоминали домашний адрес и правил безопасного поведения на улице.
Для познания трудовых будней города продолжаем знакомить с трудом горожан. Начинали наблюдения за трудом работников детского сада. В октябре были проведены экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомились с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. Наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников раскрыли смысл трудовых действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Обязанности детей – стремиться беречь результата труда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.
В процессе занятий вниманием были охвачены многие профессии города: от парикмахера и почтальона до крановщика. Ребята с удовольствием их обсуждали, выбирали себе дело по душе. Дети расспрашивали своих родителей об их профессиях. Дети обменивались полученной информацией и рассматривали фотографии.
В изучении общественно-исторической жизни города использовали рассказы о значимости отдельных праздников, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и открыток. В процессе занятий продолжали учить вопросы культурного поведения в общественных местах.

Литература:
1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., — Волгоград, 2008

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., — М., 1980

3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2008.

4. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., — М., 2006

5. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., — М., 1999.

6. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., — 2006.

7. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. — М., 2005.

8. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., — М., 2005.

9. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., — М., 2007.

10. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

11. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., — 2006.

12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2011

13. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. — М., 1990.

14. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, — 2007.

Проект «Мой город любимейшей на свете»..doc