воспитатель

Автор: Ксенья Викторовна Хасанова
Cамообразование педагогов –

одно из условий успеха в организации воспитательной работы с обучающимися.

Kadochnikova

Учитель начальных классов

Курбатова Н.И.

2016г.

Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М. Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Функции самообразования (по М. Князевой)

Экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний.

Ориентировочная — определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе.

Компенсаторная — преодоление недостатков. образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.

Саморазвития — развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.

Методологическая — формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.

Коммуникативная — установление связей между науками, специальностями, возрастом.

Сотворческая — доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.

Омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.

Психотерапевтическая — сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.

Геронтологическая — поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

Технология организации самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование.

План самообразования учителя должен включать:

· перечень литературы, которую планируется изучить;

· формы самообразования;

· срок завершения работы;

· предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!

• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы самообразования.

· непрерывность,

· целенаправленность,

· единство общей и профессиональной культуры,

· взаимосвязь и преемственность,

· доступность,

· опережающий характер,

· teacher_clipart_3перманентность перехода от низкой ступени к
высшей,

· вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

· профессиональное (предмет преподавания);

· психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

· правовое;

· эстетическое (гуманитарное);

· историческое;

· иностранные языки;

· политическое;

· информационно-компьютерные технологии;

· охрана здоровья;

· интересы и хобби.

Источники самообразования.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

· телевидение;

· газеты, журналы;

· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

· Интернет;

· видео, аудио;

· платные курсы;

· семинары и конференции;

· мастер-классы;

· мероприятия по обмену опытом;

· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

· курсы повышения квалификации;

· путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования учителя.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

teacher_clipart_7

Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

· результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

· доклады, выступления;

· разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;

· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

· создание комплектов;

· педагогических разработок;

· обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.

2. Формирование экологической культуры личности.

3. Экологическое воспитание в семье.

4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).

5. Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.

6. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

7. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.

8. Нравственное воспитание школьников.

9. Этический диалог как форма нравственного воспитания.

10. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.

11. Организация работы с одаренными детьми.

12. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

13. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

14. Воспитательная система класса.

15. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

16. Активные формы работы с воспитанниками.

17. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

18. Технология индивидуальной работы с учащимися.

19. Самоуправление в классе.

20. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.

21. Формирование национального самосознания школьников.

22. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

23. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

24. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.

25. Особенности военно-патриотического воспитания юных камчадалов.

26. Самовоспитание школьников.

27. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

28. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

29. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

30. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

31. Подготовка учащихся к семейной жизни.

32. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

33. Диагностический инструментарий классного руководителя.

34. Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.

35. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

36. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

37. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.

38. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

39. Формирование правовой культуры старшеклассников.

40. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

41. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

42. Традиции детского коллектива.

43. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).

44. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.

45. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.

46. Изучение уровня воспитанности школьников.

47. Игра как важное средство воспитания школьников.

48. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.

49. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

50. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

Рекомендуемая литература

1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

2. Гребенкина, Л. К., Анциперова, Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М., 2000. — С. 82-87.

3. Евусяк, О. Учитель должен быть исследователем // Нар. образование. — 1997. — № 10.

4. Елканов, С. В. Профессиональное самовоспитание учителя : кн. для учителя. — М., 1986. —143 с.

5. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.

6. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.

: 7. Методическая работа в общеобразовательной школе : обзорная информация. Вып. VI. — М., 1977. — С. 17-24.

8. Школа развития и самосовершенствования : прак-тический материал из опыта работы для руководите¬лей школ, классных руководителей, воспитателей. — К., 1997. —48 с.

9. Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразова¬ние учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образование : сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.

10. Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профес-сионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.

11. Гузеев, В. В. Планирование результатов образова¬ния и образовательная технология. — М., 2001.

12. Левитес, Д. Г. Практика обучении: современные образовательные технологии. — Воронеж, 1998.

13. Полат, Е. С. Новые педагогические и информаци-онные технологии в системе образования. — М. : Ака¬демия, 1999.

Запрудский, Н. И. Современные школьные техноло¬гии. — Минск : Сэр-Вит, 2010
Документ Microsoft Word.docx