музыка композиторов Башкортостана-детям.

Автор: Бызва Татьяна Александровна; Павлова Алёна Анатольевнаа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования \»ДШИ №1\»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Методическая разработка концерта — лекции
\»Композиторы Башкортостана — детям\»
преподавателей фортепианного отделения
Бызовой Т.А. и Павловой А.А.

г. Октябрьский
2024

Цель: познакомить учащихся с музыкой и творчеством башкирских композиторов.
Задачи:
1. Расширение кругозора учащихся в музыкальной школе.
2. Повышение интереса учеников фортепианного отделения к концертным выступлениям.
3. Познакомить учеников с особенностями исполнения национальной башкирской музыки.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с музыкой и творчеством выдающихся композиторов нашей Республики.
На всем протяжении истории башкирской профессиональной музыки композиторы создавали и продолжают создавать произведения для детей. Нет ни одного автора, который бы не написал для детей или юношества небольшой инструментальной пьесы или песни. В этом они продолжили традиции европейской, русской классической музыки и музыки композиторов XX века.
Первые башкирские композиторы Масалим Валеев, Хабибулла Ибрагимов, Масгут Баширов, Султан Габяши были талантливыми музыкантами — самоучками и на практике постигали основы композиции. Поиски репертуара для школ и детских хоровых коллективов привели их к созданию обработок народных песен и собственных оригинальных сочинений, близких по музыкальному языку народным песням и танцам.
Намного активнее начала развиваться музыка для детей в послевоенный период, когда из Московской консерватории приехали в республику композиторы Хусаин Ахметов, Халик Заимов, Загир Исмагилов, Рауф Муртазин, Рафик Сальманов, Нариман Сабитов. Написанные ими произведения для детей и юношества составляют основу репертуара детских музыкальных школ и музыкальных училищ, на них выросло не одно поколение башкирских музыкантов.
Начнём знакомство с музыкой композитора Халика Шакировича Заимова. Он является автором множества детских фортепианных пьес, песен и камерно — инструментальных ансамблей. Яркие и образные, они сразу вызвали интерес и завоевали любовь юных исполнителей. Достаточно назвать такие пьесы, как \»Старая сказка\», \»Колыбельная куклы\», \»Мелодия для левой руки\», \»Часики\», чтобы понять, как близок был композитору мир детей с их фантазиями и переживаниями.
Многие композиторы обращались к программной музыке для детей (П.Чайковский, С.Майкапар, С.Прокофьев), так как эта музыка наиболее интересна и понятна для ребенка в исполнении. Программную музыку отличает наличие конкретного образа или сюжета, изначально понятного из названия.
Сейчасмы услышим несколько таких пьес.

1. Х. Заимов \»Рассвет\» исп. Янгирова Алина
2. Х. Заимов \»Часики\» исп. Юсупова Лилиана
3. Х. Заимов \»Вальс — шутка\» исп. Забигуллин Артемий

Творчество композитора Хусаина Ахметова сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки. Среди произведений автора оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Но главным делом своей жизни композитор считал создание вокальной музыки. Он написал свыше 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов. Также в своем творчестве композитор обращался к фортепианной музыке.
Сейчас прозвучит пьеса \»Игра в лошадки\», которая перекликается с одноимённой пьесой П.И.Чайковского. Небольшая озорная пьеса точно передает цоканье копыт. Музыкальная картинка изображает мальчика, который воображает себя лихим всадником.

4. Х. Ахметов \»Игра в лошадки\» исп. Знаменщиков Михаил

Следующий, не менее выдающийся композитор Рафик Вафич Сальманов -автор большого количества разнообразных по жанру произведений для детей и юношества. Долгие годы он плодотворно работает, сочиняя инструментальные пьесы различной сложности, пишет хоровую музыку. Его произведения — неотъемлемая часть репертуара музыкантов — солистов и школьных хоровых коллективов.
Вокальная и инструментальная музыка для детей занимала особое место в творчестве композитора. Его инструментальные пьесы для фортепиано и баяна вошли в репертуар музыкальных школ. Как и многие композиторы, Рафик Сальманов обращается к танцевальным жанрам, одним из которых является вальс.
Вальс — одна из наиболее гибких и выразительных танцевальных форм. Вальсу свойственны напевность, плавность движения, простота выразительных средств, что сделало его особенно популярным среди слушателей. Сейчас для вас прозвучат два вальса.

5. Р. Сальманов \»Вальс\» исп. Хабибуллина Карина
6. Р. Сальманов \»Вальс\» исп. Давлетова Эмилия

Этюд — это инструментальная пьеса, как правило небольшого объема, виртуозного характера. Этюды могут быть инструктивными и характерическими. Инструктивный этюд является ритмическим произведением, которое предназначено для отработки сложных техник игры на инструменте. Характерический же этюд по фактурному строению тяготеет к лирическим миниатюрам и этюдам — фантазиям.

7. Р. Сальманов \»Этюд\» исп. Ковалева Вероника

На заре становления фортепианной музыки в Башкортостане в 30 — 40-е годы широкое распространение получили обработки народных мелодий, а также программные танцевальные пьесы, навеянные башкирским музыкальным фольклором. Авторами первых фортепианных сочинений были музыканты — исполнители, преподаватели музыки и пения в школах:М.Валеев, С.Габяши, М.Баширов. В целом этот период можно считать подготовительным этапом в становлении национальной фортепианной музыки.
В 1949 году МасгутЗайнетдинович Баширов организовал в Бирске музыкальную школу и до 1969 года являлся ее директором. Как композитор Баширов сочинял инструментальную музыку, занимался обработкой башкирских и татарских народных песен. Как музыковед писал статьи о башкирской музыке.

8. М.Баширов \»Лирическая пьеса\» исп. Хапро Дарья

В сегодняшнем концерте — лекции невозможно не упомянуть башкирское народное творчество. В башкирской народной музыке сформировалось четыре музыкальных стиля: хамак — кюй, кыска — кюй, халмак — кюй и озон — кюй. Эти народные термины многозначны. В одних случаях они указывают на жанр, в других — на тип мелодики и соответственно на музыкальный стиль, в третьих — на форму строения музыкально — поэтической строфы песен, а также на характер исполнения.
Стиль кыска — кюй (дословно — короткий напев), как правило, воплощает эмоциональный подъем, бодрое радостное чувство, поэтому такого типа напевы звучат в подвижном или быстром темпе (отсюда другое название — скорые песни).

9. Башкирская народная песня (обработка Саяховой) исп. Баркалова Виктория (иллюстратор Нургалеев Л.Ф.)

Следующий, не менее известный композитор Башкортостана — Рафаил Габдулхаевич Касимов. Он широко известен как автор фортепианных пьес, большинство из которых написаны в период педагогической работы композитора в ДМШ №1 имени Н.Сабитова.
Рафаил Касимов написал свыше трехсот произведений для детей и юношества. Это пьесы и для самых маленьких музыкантов, и для ребят постарше, и для студентов музыкальных училищ. В его творческом багаже — циклы фортепианных миниатюр, циклические произведения — сонатины и сонаты, концертино, фортепианные дуэты, пьесы для скрипки и фортепиано и ансамбля скрипачей. Особенно много произведений Рафаил Касимов написал для фортепиано, так как получал музыкальное образование как пианист и композитор.

10. Р.Касимов \»Вальс\» исп. Абзалова Ралина

Рафаил Касимов стал известен не только в нашей республике, но и за рубежом, где в первую очередь любовь слушателей завоевали его яркие и остроумные фортепианные произведения.
Следующий номер нашего концерта — пьеса \»Юмореска\». Это небольшое музыкальное произведение, проникнутое юмором и имеющее шутливый характер.

11. Р.Касимов \»Юмореска\» исп. Бызова Ксения

Мусалим Мушарапович Валеев стоял у истоков башкирской профессиональной музыки для детей и юношества. Он первым обратился к музыке для детей. Им создано небольшое число таких произведений, но они ценны тем, что это были первые и, наверное, самые трудные опыты. Среди инструментальных пьес прежде всего выделяются обработки башкирских народных песен и наигрышей.
Работая учителем пения в школе г. Оренбурга, Мусалим Валеев в 1920 году написал для школьного хора ряд песен, в том числе \»Белую березу\» и \»Красивую долину\».
Песня \»Белая береза\» написана в стиле озон — кюй (долгий, протяжный напев). Этот жанр песен отражает разнообразные душевные переживания, чувства и настроения, богатый духовный мир башкирского народа, а также воспоминания о родном крае, о прекрасной природе. Для вас прозвучит песня М.Валеева в переложении для фортепиано и трубы \»Белая береза\».

12. М.Валеев \»Белая береза\» исп. Бурашникова Екатерина (иллюстратор Нургалеев Л.Ф.)

Многие композиторы в своем творчестве обращались к национальным культурам и фольклору разных народов мира. Восточная тематика являлась наиболее популярной, она привлекала композиторов своей загадочностью и экзотичностью, темпераментностью и колоритом.

13. М.Валеев \»Восточный танец\» исп. Смирнова Любовь
14. М.Валеев \»Забытый вальс\» исп. дуэт преподавателей Бызова Т.А. и Павлова А.А.

Наш концерт подошел к завершению. Благодарим всех присутствующих за внимание. До новых встреч!

Список использованной литературы:
1. Ахметгалеева Г.Б. Башкирское народное музыкально — поэтическое творчество ( вопросы классификации) — Уфа, 2005г.
1. Башкирская музыкальная литература: Учебник для средних и старших классов ДМШ и ДШИ Под общей редакцией профессора Шаймухаметовой Л.Н. — Уфа, 2005г.
3. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность — Уфа, 2006г.

баш композиторы.docx