-Н- -НН- в именах прилагательных.

Автор: Наталья Константиновна Ганжа
1. Длинный, белый, ранний, авиационный, безветренный, соболиный, суровый, мягкий, серебряный, кожаный, пушистый, стеклянный, серебристый, ледяной, лебединый, таинственный, искристый, ветреный, яркий.

2. Используя некоторые подчёркнутые вами прилагательные, опишите зиму, изображённую на картине С. Басова «Мороз и солнце». Выполните (на выбор) одно из заданий:
А) составьте 3-4 предложения на тему «Мороз и солнце», подчеркните использованные прилагательные, выделите в них суффиксы;
Б) составьте связный текст (3-5 предложений) на тему «Мороз и солнце», подчеркните использованные прилагательные, выделите в них суффиксы.

3. Н-НН в суффиксах имён прилагательных
-НН- -Н-
1. К основе н.ф. существительного +суффиксы –ЕНН, -ОНН- (Листв-а + — ЕНН- — лиственный, организаци-я + -ОНН- — организационный).
Искл.: ветреный, масленый.
2. К основе н.ф. существительного, оканчивающейся на –Н, + -Н- (Сон + — Н- — сонНый).
Искл.: румяный, зелёный, синий, юный, свиной, единый (нет суффикса –Н-). 1. К основе н.ф. существительного + -АН-, -ЯН-, -ИН-. (Лебедь + -ИН- — лебединый, песок + -АН- — песчаный, серебр-о + -ЯН- — серебряный).
Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный.
4. Алгоритм применения правила «-Н-НН- в суффиксах прилагательных»
1. Задать к слову вопрос, определить часть речи.
2. Найти слово, от которого образовано данное прилагательное, выделить его основу.
3. Выделить суффикс, подчеркнуть гласную в нём (если есть).
4. Проверить, не является ли это слово исключением.
5. Спишите, вставьте н-нн в суффиксах имён прилагательных. Укажите существительные, от которых они образованы. Выделите суффиксы. Обозначьте условия выбора н-нн в них.
Пламе…ый, голуби…ый, конституцио…ый, цен…ый, ветре…ый, глиня…ый, орли…ый, ржа…ой, стекля…ый.
Образец: ледяной – лёд.
6. Найдите в таблице ошибки. Распределите слова правильно. Объясните написание н-нн в суффиксах имён прилагательных, обозначив орфограмму.
-н-
-нн-
Земля…ой Соколи…ый
Деревя…ый Чугу…ый
Авиацио…ый Листве…ый
Овся…ый Мыши…ый

урок.docx