МБОУ «Никифоровская СОШ №1 имени героя РФ А.С.Досягаева

Автор: Маркина Марина Анатольевна
Урок изобразительного искусства в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Современный урок изобразительного искусства – это урок, соответствующий времени. В предметной области «искусство» за последнее время произошло много значимого. В мае 2021 года был утверждён Федеральный Государственный Образовательный стандарт, в конце 2018 года принята концепция предметной области «искусство». На основе полученных исследований, данные изменения возникли в связи с тем, что в большинстве процентов, начиная с начальной школы у школьников так и не удалось сформировать потребность в общении с искусством. В большинстве случаев у детей не было сформировано пространственное воображение, умение применить свои знания на практике. Данный факт побудил искать новые решения проблем, связанные с современными уроками изобразительного искусства. Именно поэтому тема методики преподавания урока ИЗО в школе как никогда актуальна.
Урок в начальной школе необходимо наполнить смыслом, актуальным для современного школьника. Что его волнует? Что ему интересно? Что для него значимо?
Начальное образование ставит перед собой одну из важнейших задач – развитие творческих способностей учащихся, активных и инициативных, всесторонне развитых личностей, способных к самореализации. В современном мире творческие люди являются неотъемлемой частью общества, способствуют решению многих ключевых задач не только в области искусства, но и науки, экономики, а также вносят существенный вклад в развитие социальных и технологических сфер жизни.
Цель
При подготовке и проведении уроков изобразительного искусства в начальной школе необходима постановка и осуществление следующей цели: создание условий для проявления творческой заинтересованности, самостоятельности и инициативности учащихся начальной школы средствами современного обучения и воспитания.
Современным требованиям ставят перед учителем следующие задачи:
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
• осознание культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового изобразительного искусства;
• формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;
• расширение представлений о своеобразии российской культуры;
• духовное развитие учащихся в процессе художественного созерцания окружающего мира;
• развитие чувственно-эмоциональной сферы учащегося, формирование устойчивых эмоциональных отношений к окружающему миру.
В условиях, обновленных ФГОС необходимо использование таких методов обучения как: метод открытий, метод проблемного обучения, метод проекта, исследовательский метод, интеграция.
Уроки необходимо наполнить личностным смыслом. На уроках в начальной школе перед детьми уже необходимо формировать проблему и предлагать искать пути ее решения. Использование данных методов способствуют решению данных задач.
Применение электронных образовательных ресурсов в процессе урока хорошо сочетается с развивающим, проблемным и дифференцированным обучением. В современных условиях ИКТ являются мощным средством обучения, и их применение на уроке служит серьезным подспорьем в повышении качества образования и эффективности обучения.
Изобразительное искусство отличается от других предметов, и его содержание не должно сводиться к категории стандартного школьного урока. Существует немало форм занятий, среди которых можно выделить следующие: урок-экскурсия, урок-викторина, урок творчества, урок-конкурс, урок-импровизация, урок-эксперимент, урок-выставка, онлайн уроки ИЗО и другие.
Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая работа. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела.
В условиях современных ФГОС на первый план выходят педагогические технологии, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся: проектно-исследовательская деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», обучение в сотрудничестве, игровая технология, технология мастерских, технология проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии.
Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебной задачи. Отличительная черта таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приёмы) учебной деятельности.
Предложенная задача должна содержать указания на способ учебной деятельности, например:
— сравните,
— обобщите объекты,
— продолжите логический ряд,
— определите лишний элемент,
— объясните причину выбора,
— установите соответствие,
— установите последовательность этапов.

Подготовка и организация урока ИЗО в начальной школе.
Можно выделить следующие основные трудности по подготовке уроков изо в начальной школе в условиях современных ФГОС:
• Методика преподавания уроков, сложившаяся на протяжении многих лет.
• Потребность дать возможность школьнику самому добывать информацию и работать с ней.
• Необходимость создавать учебные ситуации, как особые структурные единицы учебной деятельности, уметь переводить учебные задачи в учебные ситуации.
• Традиционные приемы анализа урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
• Замена планов-конспектов технологическими картами урока.
• Контрольно-оценочная система качества знаний учащихся.
Важным аспектом, нашедшим свое отражение во ФГОС является работа учителя по подготовке к уроку изобразительного искусства. Это не только владение приемами и техниками рисунка, живописи, знании теории и истории искусства, но и такими факторами как: ориентация в целях и задачах обучения изобразительного искусства, владение современными и актуальными методами и приемами в преподавании предмета, грамотное составление план-конспектов уроков изобразительного и искусства.
Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока. В соответствии с ФГОС третьего поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов, без которых урок не может считаться качественным.
Организация урока ИЗО требует строгого внимания ко времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.
За многие годы сложилась определённая система преподавания уроков в начальной школе. Но в связи с введением новых ФГОС учителю необходимо перестраиваться под течения времени и понимать, что мир меняется, меняются дети. В связи с требованиями обновленных ФГОС современный урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс
Следует выделить следующие моменты при проведении и организации уроков изо в начальной школе:
1. Во время проведения уроков ИЗО в начальной школе следует учитывать возрастные и индивидуальные возрастные особенности ребенка, давать ребенку больше самостоятельности и не пытаться постоянно исправить его работу.
2. Во время любых творческих занятий с детьми младшего школьного возраста уместно использовать разнообразные игровые приемы и методы.
3. Педагог начальной школы обязан знать психофизические особенности ребенка 6-9 лет и учитывать все рекомендации медиков и психологов во избежание переутомления и перегрузки.
4. Творческие задания часто вызывают у детей затруднения. В связи с этим необходимо постоянно поддерживать у младших школьников интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы, стимулирующие детей.
5. Стремиться во время творческих занятий создавать условия комфорта и любви к предмету, школе.
6. Критерии оценки творческих работ младших школьников является важной составляющей методики преподавания уроков изобразительного искусства в начальной школе.

Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей, но творческими людьми вырастают только те, кто смог вовремя развить эти способности, а не забросить их. Наша задача как учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка, создать атмосферу доброжелательности, свободы, с помощью различных форм, методов и технологий.

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ.docx