Автор: Палашов Игорь Геннадьевич
Воспитательная работа тренера-педагога.

Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленные научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости. Проблема воспитания личности сложна и многогранна. Её следует рассматривать как воспитательную работу тренера в совокупности педагогических воздействий, направленных на решение задач патриотического, нравственного, трудового, воспитания, а также самовоспитания и перевоспитания при учёте результатов этих видов педагогических воздействий и воспитания в целом. Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-педагог. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Педагог составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Необходимость постоянного проведения воспитательной работы обусловливается тем, что в процессе занятий спортом человек не только овладевает определенными двигательными навыками, развивает физические качества и повышает уровень функциональных возможностей организма, но и происходит его социальное становление как члена общества, приобретение определенных стереотипов поведения. Деятельность тренера, занятия спортом и вся обстановка в спортивном коллективе, команде также оказывает существенное влияние на становление его как личности, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. Воспитательная работа со спортсменами должна быть целенаправленной, осуществляться на основе комплексного подхода и проводиться систематически. Основной целью воспитательной работы является формирование гармонически развитой личности. Воспитательная работа включает в себя два относительно самостоятельных аспекта: идейно-политический и нравственный. Идейно-политический аспект воспитательной работы со спортсменами предполагает расширение политического кругозора, формирование передового мировоззрения, критического отношения к буржуазной идеологии, воспитание чувства патриотизма. Нравственный аспект воспитательной работы предполагает формирование у спортсменов определенных норм поведения как в процессе занятий спортом, так и в быту, воспитание трудолюбия, способности к конкретному проявлению чувства патриотизма, умение пожертвовать личными интересами ради интересов коллектива, эстетическое воспитание, воспитание ценностного отношения к занятиям спортом. Комплексность подхода к воспитательной работе реализуется на основе использования для решения воспитательных задач различных форм воспитательной работы, основными из которых являются практически-действенные, информационные, идейно-политические. Среди практически-действенных форм воспитательной работы наиболее приемлемыми являются такие: требования соблюдения высокого уровня дисциплины во время занятий спортом, соблюдения норм поведения в быту, на работе и т. д.; привлечение спортсменов к выполнению различных поручений или общественных работ по наладке и ремонту спортивного инвентаря, дежурству по спортивному лагерю и т. д.; привлечение спортсменов к организации и проведению соревнований и других мероприятий; инструкторская практика в качестве помощника тренера и др. Применение этих форм воспитательной работы содействует формированию у спортсмена рациональной структуры поведения, воспитанию трудолюбия, предохраняет от возникновения завышенной самооценки и потребительского отношения в коллективе или команде. Информационно-познавательные формы воспитательной работы с учениками и спортсменами предполагают: изучение и обсуждение публикаций по вопросам развития спорта, его общественного и политического значения, проблемам современного спорта; просмотр и обсуждение художественных кинофильмов, или телепередач, в которых затрагиваются социально-политические или нравственные проблемы, а также кинофильмов и телепередач на спортивную тематику; коллективное обсуждение произведений художественной литературы, посещение художественных и других музеев; проведение бесед о здоровом образе жизни, нормах поведения, вреде курения и алкоголя, просмотр учебных кинофильмов на эту тему или обсуждение статей по этой проблеме; посещение лекций по различным проблемам спортивной тренировки, социально-психологическим и воспитательным проблемам в спорте. Применение этих форм воспитательной работы расширяет кругозор спортсмена, содействует формированию правильного представления о месте спорта в социалистическом образе жизни, нравственных нормах поведения, формированию системы социальных и духовных ценностей. Идейно-политические формы воспитательной работы реализуются путем: проведения политинформаций, обсуждения постановлений государства по вопросам развития физической культуры и спорта, развития народного хозяйства страны; участия в парадах, массовых праздниках, мемориалах, торжественных открытиях и закрытиях соревнований; встреч с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда и спорта. Использовать указанные формы воспитательной работы нужно с учетом возраста спортсменов, периодов и этапов их спортивной подготовки при обязательном сочетании практически-действенных, познавательных и идейно-политических форм. Естественно, что общий эффект воспитательной работы не отделим от личности тренера, его поведения, образа жизни, системы взглядов и ценностей. Поэтому одной из важнейших предпосылок воспитательной работы со спортсменами является наличие у тренера положительной социальной ориентации, достаточно широкого и прочного общего образования и политического кругозора. Цель всей воспитательной работы тренера-педагога, в конечном счёте, формирования целостной, гармонически развитой личности спортсмена. Патриотическое воспитание Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия. Поэтому большое внимание в работе уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов. Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ. Нравственное воспитание Главной задачей является воспитание нравственных качеств: сознательной дисциплины, товарищества, честности, морально-волевых качеств. Мало вырастить хорошего спортсмена. «В здоровом теле должен быть здоровый дух». В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста главным является работа с родителями. Я говорю: «Ребёнок должен чётко усвоить, что на первом месте — дом, на втором — школа, на третьем — секция, кружок. Вышел из этого треугольника — затянула улица». Что такое улица в наше время, объяснять никому не нужно (детская преступность, наркомании и т.д.). Родители, чьи дети стабильно занимаются в секции, говорят, что в их семье нет проблемы «улицы». Для ребят школьного возраста существуют требования по отношению к успеваемости в школе, дисциплине и посещаемости занятий (проверка дневников, связь с педагогами школ). Активно проводится агитационно-массовая работа по привлечению подростков к занятиям спорта. Спортсмены секции принимают участие в показательных выступлениях на городских и районных праздниках. Самым лучшим показателем работы является преемственность поколений — бывшие воспитанники приводят в секцию своих детей, которые показывают хорошие спортивные результаты. Спортсмены, которые добиваются высоких спортивных результатов, поступают в высшие учебные заведения физкультурной направленности, а также в вузы, имеющие спортивные кафедры с хорошей материальной базой, где бывшие воспитанники продолжают тренироваться и совершенствовать своё мастерство. Ребята, поступившие в колледжи и профессиональные училища района, продолжают тренироваться в секции и успешно выступают на соревнованиях. Спорт становится частью жизни воспитанников, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность помогают им в учёбе и в жизни. В летний период работа с детьми не прерывается. Организуется детский оздоровительный лагерь. Активный отдых с культурно-массовыми, спортивными мероприятиями и тренировками не пугает ребят. Они с большим удовольствием посещают эти лагеря. При планировании работы лагеря особое место уделяется воспитательной работе: организовываются походы, вечера отдыха, праздники, конкурсы самодеятельности. Именно за лето ребята добиваются наиболее хорошей спортивной формы, сплачивается спортивный коллектив. Ведь спортивный коллектив является центром нравственного воспитания молодёжи. В коллективе спортсмен развивается всесторонне — в нравственном, умственном и физическом отношении. Одной из первостепенных задач в процессе занятий в спортивной школе состоит в том, чтобы юные спортсмены освоили нормы и правила поведения, предусматриваемые спортивной этикой, которая является существенным фактором формирования общественной морали. Воспитание морально качеств начинается с первых шагов. Воспитывать у юных спортсменов уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судье, к зрителям. Главное в воспитании — сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта. Трудовое воспитание Учебно-тренировочный труд включает всю деятельность по ознакомлению, разучиванию и совершенствовании элементов упражнений, направленных на воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Задачи: — формирование самостоятельного отношения к труду, — приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека, — воспитание смекалки, сообразительности, логичности и гибкости мышления и других интеллектуальных качеств, имеющих важное значение в труде, спорте, учёбе, повседневной жизни. Большое значение в трудовом воспитании является привлечение спортсменов к общественно-полезному труду. Ребята помогают в изготовлении спортивного инвентаря, оборудованию стендов, в проведении тренировок с младшими товарищами, участвуют в субботниках. Основными методами воспитания являются убеждение, приучение, приведение примеров, методы выполнения индивидуальных поручений. Самовоспитание — работа, направленная на самосовершенствование личности. Тренер-педагог на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте — победа над самим собой. Борьба любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное — появляется уверенность в себе. Одна из важнейших задач тренера — воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств (целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).

Направленное перевоспитание личности спортсмена — итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе). При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность. Результаты перевоспитания могут быть определены только по активной жизненной позиции, по тому, как они стали, относится к тренировке и учёбе, как они выполняют общественные поручения, насколько они дисциплинированны, как развито у них чувство товарищества и взаимопомощи. Основным средством воспитания юного спортсмена является коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении. Необходимо всемерно и повседневно способствовать реализации положительных стремлений юного спортсмена; бороться с проявлением отрицательных черт его характера. Действенным методом воспитания является поощрение юного спортсмена — выражение положительной оценки его действий и поступков. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность коллектива и педагога. Применяя метод поощрения, следует руководствоваться рядом правил: направлять поощрения на действие спортсмена, которые являются следствием больших усилий, не следует часто поощрять одних и тех же спортсменов, часто поощрять тех, кто страдает чувством неполноценности, поощряя, принимать во внимание не только поведение, но и мотив, которым руководствовался в данном случае юный спортсмен. Одним из методов воспитания является наказание. Виды наказания — порицание со стороны тренера, группы, выговор, отстранение от тренировки и участия в соревнованиях, других видах деятельности. При пользовании этим методом тренер должен соблюдать насколько правил: не наказывать по подозрению, не наказывать весь коллектив, не применять наказание трудом, наказание должно быть справедливым и осознаваться спортсменом как необходимая мера. Нельзя забывать, что занятия спортом, соперничество всегда чревато возникновением конфликтов. Очень важно выяснить мотивы конфликтной ситуации, остановить конфликт и выяснить причину возникновения. Необходимо указать на то, что победа не главное в спортивном поединке, главное помериться силами в равноправной спортивной борьбе. Инициатива в реализации задач патриотического, нравственного, этического, трудового воспитания, а также процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит тренеру. Успешность воспитания юного спортсмена во многом обусловлена способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего воспитания, обеспечивая соответствие учебно-воспитательного процесса общей направленности воспитания. Основная задача в работе-это воспитание всесторонне развитой личности, формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции. И во многом от нас, от взрослых часто зависит, куда повернется в своем развитии душа маленького человека. Именно спорт развивает в ребёнке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Подготовка спортсменов — чемпионов это результат упорной, кропотливой работы по воспитанию гражданина своей Родины. Требуют изучения и проблемы воспитательной работы в нарождающихся и уже культивирующих новых видах женского спорта: футбол, водное поло, регби, хоккей, борьба, восточные единоборства и др. Культура и образование спортсменок, создание семьи, сфера труда после окончания спортивной карьеры, вот неполный перечень этих проблем. Указанные выше проблемы должны решаться на всех уровнях: государственном, местном и т.д. Они тесно переплетаются с политическими, социально-экономическими проблемами страны. Значительная часть этих проблем ложится и на тренера, педагога, чьи знания и мудрость помогут спортсменам тренироваться, совершенствовать мастерство и успешно выступать на соревнованиях различного уровня.
Доклад Палашов 2.docx