«Формирование представлений здорового образа жизни у детей 2 младшей группы посредством внедрения дидактических игр»

Автор: Лобанова Марина Григорьевна
Лобанова Марина Григорьевна — воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 445» Нижегородского района г. Н. Новгорода.
Статья. Тема: «Формирование представлений здорового образа жизни у детей 2 младшей группы посредством внедрения дидактических игр»

Проблема становления ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», и представлена в целях ФГОС ДО и ФОП ДО.
Задачи в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
в области формирования основ безопасного поведения:
развивать интерес к правилам безопасного поведения;
обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения.
Задачи в образовательной области «Физическое развитие».
Формирование основ здорового образа жизни: педагог поддерживает стремление ребёнка самостоятельно ухаживать за собой, соблюдать порядок и чистоту, ухаживать за своими вещами и игрушками; формирует первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья, напоминает о необходимости соблюдения правил безопасности в двигательной деятельности (бегать, не наталкиваясь друг на друга, не толкать товарища, не нарушать правила).
Исходя из наблюдений детей группы я выделила, что: не сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры; не соблюдают элементарные правила безопасности; не владеют доступными возрасту навыками самообслуживания; недостаточно знаний о здоровом образе жизни. Всё это сказывается на развитии  детей и способствует росту заболеваемости и травматизма. Поэтому мне было очень важно организовать работу по формированию представлений здорового образа жизни у детей средствами игры.
Игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребёнок испытывает внутренние субъективные ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению. Игры помогают формировать представления здорового образа жизни у детей.
Я поставила следующие цели и задачи работы.
Цель работы: Формирование представлений здорового образа жизни у детей 2 младшей группы посредством внедрения дидактических игр.
Основные задачи, которые я решала при организации работы:
Формировать представление о здоровом образе жизни и его важности.
Развивать и закреплять культурно — гигиенические навыки.
Воспитывать полезные привычки (мыть руки, пользоваться носовым платком).
Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и организму.
Воспитывать самостоятельность.
Совокупные задачи воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» по моей теме направлены на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по моей теме направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество».
Этапы работы по проблеме
1.Подготовительный (август — сентябрь)
2. Основной– (октябрь — апрель)
3.Итоговый– (май).
На подготовительном этапе была проанализирована литература по проблеме, которая была представлена ранее. Также было проанализировано соц. коммуник. развитие по методике Ю.А. Афонькиной.
По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос формирования целевых характеристик, особенно обеспечение безопасности детей.
У 58 % родителей установлен режим дня для детей, но только 32 % исполняют его. 95% детей соблюдают правила личной гигиены, 67 % родителей гуляют с ребенком после детского сада. Но закаливающие мероприятия проводят только 39% семей.
Исходя из результатов исследований я разработала циклограмму применения игр в формировании основ здорового образа жизни в течение недели. Все игры поделила на 4 темы: Знакомство с организмом человека, Представление о правильном питании и витаминах, Режим дня, Безопасность.
Также на подготовительном этапе была обогащена развивающая предметно – пространственная среда группы.
В группе была создана естественная, комфортабельная, уютная, рациональная организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. Центры безопасности, Укрепим здоровье сами, центр физического развития обогатились дидактическими играми по теме и игровым оборудованием по физическому развитию. Многие вещи изготовлены руками педагогов и родителей. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Основной метод, который я применяла – это дидактические игры. При знакомстве с человеком использовала следующие игры: «Опиши человека», «Моё лицо». В играх дети собирают как конструктор лицо человека, или самого человека.
По теме питания использовала игры «Овощи-фрукты», «Съедобное – несъедобное», «Полезная еда – вредная еда», «Зубик», которые закрепляют представления детей о полезных овощах и фруктах, о том что полезно для здоровья человека.
По теме «Режим дня» использовала игры, представленные на экране «Мой день», «Одень куклу на прогулку», «Я пошел на прогулку», которые закрепляют представление детей о режиме дня, о его важности в здоровье детей, о важности прогулок.
По теме «Безопасности» использовались игры, представленные на экране «Подбери картинку», «Волшебный куб», «Все, что нужно для работы», «Что такое хорошо, что такое плохо». В игре «Подбери картинку» дети подбирают к иллюстрации картинки с необходимыми предметами по личной гигиене.
Особое место уделяю работе с родителями, так как не все родители знают  и имеют представление о здоровом образе жизни. Для родителей  провожу  консультации («Ходите босиком», «Десять советов родителям» и др.) Родители были в восторге от выставки  фотографий и мини-сочинений по темам: «Активный отдых зимой», «Как провели лето». В приёмной, в уголке для родителей размещена информация на темы: «К здоровью привыкаем с детства», «Поиграем вместе», «Как проводить закаливание» и др., которые регулярно обновляются и пополняются.
В своей работе практикую проведение праздников здоровья 1 раз в квартал: «Дорожка здоровья», «Непоседы». Данные развлечения имеют не только развлекательную, но и оздоровительную направленность. С детьми закрепляем навыки правильного выполнения самомассажа, дыхательных  упражнений, обобщаем знания о здоровом образе жизни.
Повторное обследование соц. коммуникативного развития по методике Ю.А. Афонькиной показало следующие результаты: показатели эффективности улучшились. На конец учебного года –из 25 человек 18 получили высокий уровень эффективности педагогического воздействия (72%).
Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии дидактических игр на формирование знаний о ЗОЖ
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами работы стали:
Создание условий в овладении ценностей ЗОЖ и его элементарными нормами и правилами в контексте ФГОС ДО.
Овладение воспитанниками элементарных норм и правил ЗОЖ.
Проявление инициативы и самостоятельности у воспитанников в формировании культурно-гигиенических навыков и в самостоятельной деятельности игр по ЗОЖ.
Участие родителей в формировании у детей основ ЗОЖ.
статья Лобановой новая .docx