воспитатель

Автор: Ирина Давыдовна Лавренчук
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133

Заведующий МДОУ № 133

План по самообразованию педагога Лавренчук Ирины Давыдовны подготовительная группа, 6 – 7 лет
Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
на 2023-2024 учебный год

Комсомольск – на Амуре 2023 г
Общий стаж Педагогический стаж Педагогический стаж в данном коллективе Категория Дата последней аттестации Дата предполагаемой аттестации
29 лет 29 лет 20 лет соответствие 25.12.2019 г. 2024 г.

Тема: «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
I.Актуальность темы:
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Непременным условием развития интеллектуальных способностей является обогащенная предметно — пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала — формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Цель: формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
II. Проектная часть.
№ Этапы работы Мероприятия Сроки проведения

1. Теоретический Изучение научно-методической литературы;
обзор информации по исследуемой теме в Интернете сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
2. Практический Разработка конспектов занятий с детьми В течение года
3. Практический Оформление в группе «Клуба веселых математиков» Сентябрь
4. Практический Создание картотеки математических игр Октябрь
5. Практический Оформить консультацию для родителей:
«Развитие математических способностей у старших дошкольников» Декабрь
6. Практический Показ открытого занятия Январь
7. Практический Оформление папки передвижки «Математические игры и упражнения для дошкольников»
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Ноябрь

Январь

Март

8. Практический Посещение занятий у коллег Январь-февраль
III.Перспективный план (на год)
СЕНТЯБРЬ
— Проведение первичной диагностики.
— Анализ и оформление результатов диагностики.
— Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
— Изучение литературы по теме самообразования.
— Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек Киюзенера)
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра»)
НОЯБРЬ
— Проведение занятий с использованием счетных палочек.
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
— Подготовка картотеки занимательного математического материала.
— Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
— Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
ЯНВАРЬ
— Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
— Показ открытого занятия
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
— Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
— Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
— Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша и палочек Киюзенера.
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша» «палочки Киюзенера»)
МАРТ
— Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
— Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
— Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
— Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
— Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
— Игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Вьетнамская игра»
МАЙ
— Оформление документации
— Проведение итоговой диагностики
— Анализ, оформление результатов диагностики.

IV.Работа с родителями:
— Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
— Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
— Индивидуальные беседы и консультации
— Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
V.Заключение:
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Литература:
1. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» — Санкт-Петербург, 2002г.
2. Интернет ресурсы.
3. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва, 2010г.
4. В.П.Новикова «Математика в детском саду» Москва, 2010 г.

моё самооб..docx