: «Закрепление звука [Э]»

Автор: Кравченко Анжелика Евгеневна
Задачи: 1.Закреплять понятия «гласный», «согласный»; учить слухо-произносительной дифференциации гласных и согласных; закреплять умение давать артикуляторную и акустическую характеристику звуку; учить составлять обратные слоги со звуком [Э].
2. Совершенствовать статическую и динамическую организацию движений органов артикуляции; развивать фонематические процессы через совершенствование умения опознавать звук [Э] в ряду гласных и в начале слова; развивать графические навыки; развивать умение контролировать громкость голоса, изменять ритм и интонацию.
3.Воспитывать навыки самоконтроля через формирование слухового контроля над качеством собственного звукопроизношения; воспитывать навыки поведения на занятии.
Оборудование: картинка «Мальчик кричит в лесу», профиль звука [Э], символы гласных звуков, презентация «Звук [Э]», физминутка «Бабушка», шарики Су-Джок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Мотивация к деятельности
1. Проверка готовности к занятию
2. Соотнесение гласного звука и символа
— Сядет тот, кто назовет гласный звук и выберет соответствующий символ.
II этап. Актуализация знаний по теме
— Какие звуки вы называли, когда садились? (гласные)
— А какие ещё бывают звуки? (согласные)
— Как определить: гласный звук или согласный?
III этап. Самоопределение к деятельности
Выставляется картинка: Мальчик кричит в лесу.
— Посмотрите, Эдик кричит в лесу: «Э-э-э». Какой звук он произносит?
Работа над голосом
— Давайте представим себе, что Эдик далеко, как будет звучать его голос? А если он близко? (тихо-громко)
— Представьте, что Эдик испугался…., а теперь увидел друга и обрадовался…
— Послушайте, как Эдик стал переговариваться с другом в лесу: эээ-э-э. Повторите.
— Кто догадался, с каким звуком мы сегодня будем работать? Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуком Э.
IV этап. Учебно-познавательный блок
Артикуляторная характеристика звука (с использованием профиля)
— Когда мы произносим звук [э], то губы улыбаются, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своем пути преград.
Акустическая характеристика звука
— Как называется звук, если воздух не встречает преграду? (гласный)
— Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным)
Соотнесение звука и символа
— Подумайте, какой символ будет у звука [Э]? Найдите и покажите его.
Коррекционно-развивающий блок
Физминутка
Вспомните, как зовут мальчика. Где Эдик? (в лесу) Как он кричит?
— Дома у него осталась бабушка. Давайте посмотрим на неё и повторим все движения.
Бабушка
Слова физминутки Движения
Устала наша бабушка, Дети стоят в кругу
Присела на порог: Приседают
«Куда пропал, куда пропал,
Куда пропал внучок?» Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону
Подумала, поохала,
Потом тихонько встала, Встают
Пошла вокруг да около
Искать внучка сначала. Идут по кругу друг за другом

Выделение звука из ряда гласных
— Бабушка шла, шла и Су-Джок нашла.
Упражнение «Слушай внимательно». (Су-Джок)
— Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой. Если нет – спрячьте его в ладошках.
у-и-э-а-э-о-а-и-э-у-а…
Выделение звука в начале слова
— Давайте поможем бабушке найти внука. Произнесите имя мальчика так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой звук стоит в начале?
— Вот и нашла бабушка своего внука. Пошли они домой.
Развитие графических навыков
— Давайте нарисуем заборчик у бабушкиного дома.

V этап. Диагностическая деятельность
— У вас на листочках нарисованы разные предметы и символы гласных звуков. Найдите символ звука [Э] и проведите дорожку к одному из предметов.
— К какому предмету провели дорожку? (эскимо)
— Почему?
VI этап. Рефлексивная деятельность
— Покажите символ изученного сегодня звука. Какой это звук? (Э) Что вы о нем узнали? Какое задание было самым интересным?

Звуковая культура речи Звук Э.doc