Развитие речи учащихся начальной школы: опыт, проблемы, пути решения.

Автор: Манина Ирина Викторовна
В результате проведённой работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) мы пришли к следующим выводам.
Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
В начальных классах развитие речи учащихся имеет большое значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание русского языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью – это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребёнка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому — нибудь выводу.
Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивации в обучении.
В системе работы над развитием речи используются разные группы приёмов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений.
Анализ проведённой работы на уроках русского языка показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас.
При определении задач урока часто встречается фраза: «Развивать устную и письменную речь учащихся». Важно избегать формализма при решении этой задачи, надо научить детей грамотно излагать свои мысли, красиво говорить и писать сочинения. Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдений, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Развитие речи..doc