Старший методист, педагог дополнительного образования

Автор: Иванова Оксана Вячеславовна
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.
При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…
Анализ занятия — важнейший компонент контроля за деятельностью педагога, за качеством знаний обучающихся. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу педагога, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в учебно-воспитательном процессе, подготовить обмен опытом.
Судить о работе педагога по одному занятию (хорошему или плохому) невозможно. Более полное представление о его педагогическом мастерстве даёт посещение 3-4 занятий.
Анализ занятия должен быть направлен на усовершенствование учебного процесса, выполнение мероприятий по улучшению качества получаемых обучающимися знаний, оказание методической помощи педагогам, не имеющим педагогического образования, молодым специалистам, оказание помощи или поддержки в творческих поисках более опытным педагогам, выявление, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта.
Цель данной методической разработки: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации учебных занятий.
Данная методическая разработка может быть использована методистами и педагогами дополнительного образования при подготовке и проведении анализа или самоанализа занятий.
Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Методика посещения и анализа занятия педагога дополнительного образования.pdf