МКДОУ «Детский сад № 1 п.Алексеевск»

Автор: Попова Оксана Геннадьевна
МКДОУ «Детский сад №1 п. Алексеевск
Киренского района»
НОД по развитию речи в подготовительной школе группе
Тема занятия: Весна – красна
Воспитатель: Попова Оксана Геннадьевна

Задачи: Учить детей составлять рассказ о весне по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания весны образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: письмо от Лесовичка, силуэты подснежников с загадками, иллюстрации на тему «Весна», «Весенние месяцы», смайлики: «улыбающееся солнышко», «грустное солнышко».
Предварительная работа: чтение произведений о весне, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о весне,
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и образуют круг. Приветствуют друг друга:
«Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся».
Ребята, какое сейчас время года? Назовите приметы весны. (Дети отвечают).
Посмотрите, как много пришло к нам в группу сегодня гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей? Давайте поприветствуем наших гостей.

Воспитатель:
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг.
Поделитесь с гостями своим хорошим настроением.

Прочитать письмо от лесовичка: Ребята, пожалуйста, помогите. Злая колдунья заколдовала лесную поляну и теперь на ней не появятся подснежники, а без них грустно и уныло. Если вы выполните все задания, то колдовство пропадёт и расцветут подснежники.
Ребята, о чем сегодня пойдет речь на занятии, вы узнаете, отгадав загадку:
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой,
Взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
— Сегодня мы с вами поговорим о самом прекрасном времени года – о Весне
На дворе весна, а как же называются весенние месяцы? (март, апрель, май)
— А какие изменения происходят в природе весной? (тает снег, пригревает солнышко, дни становятся длиннее, прилетают с юга птицы, на реке ледоход, набухают на деревьях почки, распускаются подснежники, на крышах вырастают сосульки)
2. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!
Работа по подгруппам: Игра «Придумай слово». Образование родственных слов.
1-я группа: подобрать родственные слова к слову весна: весенний, веснушки, веснушчатый, веснянка.

2-я группа: подобрать родственные слова к слову лёд: ледоход, льдинка, ледовый, леденеть, ледяной.

3.Развитие связной речи.
Ответьте на вопрос «Где зимует медведь?» («Медведь зимой спит в берлоге»; «Он спит всю зиму в берлоге и сосет лапу»; «Медведь делает себе берлогу под деревом»).
-Вам, наверное, будет интересно узнать, что делает медведь, когда он просыпается и выходит из своей берлоги. Об этом вы узнаете из рассказа Евгения Ивановича Чарушина «Медведь», который я вам сейчас прочитаю.

Мишка в берлоге спал, лапу сосал. Солнце снег согнало, проснулся Мишка и пошел по лесу еду добывать. Прошлогодние ягоды искал, корешки копал и увидел — пчелы из дупла летят.
Захотел Мишка меду, полез в дупло. Да не дали меду пчелы, прогнали Мишку. Рявкнул он, свалился с дерева и пошел другую еду искать.
-Что делал медведь в берлоге?

-Когда Мишка проснулся?( «Ранней весной»; «Весной»)
-Припомните, как об этом сказано в рассказе? («Солнце снег согнало — проснулся Мишка»)
-Куда пошёл медведь?
-Что искал он в лесу?
-Кого медведь увидел?
-Откуда летели пчёлы?
-Что захотел мишка?
-Что сделали с медведем пчёлы?
-Подумайте, как рявкнул медведь». ( «Громко, сердито», «По всему лесу было слышно»).
-Произнесите слово рявкнул так, чтобы сразу было видно, как сердит медведь.
(Во время беседы показать иллюстрации, глядя на них, дети отмечают: «Вот как Мишка отбивается от пчел. Одной лапой держится за дерево, а другой — отбивается. А вот он идет хмурый, сердитый».)

4.Пальчиковая гимнастика «Весна шагает»
Вот идет, идет весна (шагают пальчиками по столу)
Быстроногая она: (хлопают по коленам ладошками)
По дорожкам: топ-топ (стучат кулаками по столу)
И по лужам: шлеп – шлеп (стучать ладонями по столу)

5.Стихотворение о весне (рассказывают дети) Весной

У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.

(Т. Шорыгина)

6. Игра «Назови ласково»
А сейчас нам нужно обычные слова в ласковые превратить
– Я кидаю вам клубок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

Весна — веснушка
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Лед – ледок
Скворец – скворушка
Лист – листочек
Почка – почечка
Соловей – соловушка
Кукушка – кукушечка
Подснежник — подснежничек

Игра «Собери рассыпавшиеся предложения».
Помогите собрать предложения, которые рассыпались во время сильного ветра.
Можно ли так сказать:
Деревьях на почки весной набухают.
Бегут дороге по ручейки звонкие.

«Подснежники — загадки» отгадывание загадок:
(Дети достают подснежник из «Волшебной шкатулки»).

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла… (Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза,
В своих веточках… (Мимоза)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц… (Март)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель,
В гости к нам пришёл… (Апрель)

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край,
Нас теплом встречает… (Май)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… (Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут… (Гнездо)

В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)

Физкультминутка «ЦВЕТОК».
Вырос цветок на весенней полянке, нежную голову робко поднял.
(дети соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой)
Ветер подул- он качнулся неловко, он испугался, затрепетал.
(покачивают ладонями медленно, быстро)
Ветер бутоны качает упрямо вперед и назад, налево, направо.
(наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо)

Задание для детей приклеить подснежники на полянку
Итог занятия.
— Итак, наша полянка ожила, стала красивой.
А сейчас давайте вспомним:
— О каком времени года мы с вами говорили?
— Назовите весенние месяцы.
— Назовите первые признаки весны.
Спасибо вам, ребята. Путешествие по весенней сказке закончилось. Со всеми заданиями лесовичка справились. Молодцы!
Оценивание детьми своей работы на занятии. Дети, если вы считаете, что всё получилось на занятии, то выберите себе улыбающееся солнышко, если считаете, что надо доделать или не все получилось, то грустное. Спасибо вам за занятие! Также благодарим наших гостей!

Методическая разработка Весна- Красна.docx