Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.

Автор: Медведева Ольга Валериевна
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Процесс формирования личности — развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” — человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается не в его связи с миром, а в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результат социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие физической культурой и спортом, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость.
Физическая культура выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует сохранению, укреплению и развитию физических качеств, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала.
Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Ру¬бинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из ка¬честв человеческой психики — воля, память, мышление, творче¬ство и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они фор¬мируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жиз¬ненно важные двигательные действия и движения.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокуп¬ность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Физическая культура одновременно гармонически развивает личность ребен¬ка, стимулирует раскованность и свободу его движений, способствует акти¬визации к творчеству. Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием.
Физическое воспитание — педагогичес¬кий процесс, направленный на формирование двигательных на¬выков, психофизических качеств, достижение физического совер¬шенства.
Физическое воспитание и развитие ребенка связано с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздей¬ствия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспита¬ния, детская психология).
Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как фи¬зиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры био¬логического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изу¬чает определенную сторону физического развития. Благодаря физическим упраж¬нениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, ды¬хательной систем, значительно оздоравливается организм ребен¬ка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, куль¬тура жеста. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состо¬яния организма.
Задачи физической культуры в школьном возрасте:
• укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
• приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
• воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств развития психических процессов и свойств личности.
В процессе преподавания физической культуры решаются разнообразные задачи: формирование личности школьника, воспитание его волевых качеств, эстетических вкусов, привитие трудовых привычек, умственное и физическое развитие, физической подготовленности, трудовой деятельности.

3адачи физического воспитания:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
закаливание организма, содействие гармоничному физическому
развитию;
• выработка устойчивости к неблагоприятным условиям;
• овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
• развитие координационных способностей;
• формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье;
• выработка представлений об основных видах спорта;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
• воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости.
Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности. Чтобы физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни необходимы систематические занятия. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.
Перед специальными (коррекционными) школами стоит очень важная задача — реабилитация и социализация детей с ОВЗ средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности детей с ОВЗ.
Комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивающим его последующую коррекцию и служащим важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого — отсутствие квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как решение многочисленных проблем детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы — одно из ведущих условий подготовки детей к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современном цивилизованном обществе.
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни.
В нашей школе большинство детей с ОВЗ обучаются на дому, поэтому занятия по физической культурой проходят индивидуально или малыми группами, что позволяет больше внимания уделить каждому отдельному ребенку. Наряду со здоровыми детьми – дети с ОВЗ охотно принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья. В своей работе мы используем разные формы( от физкультминуток и динамических пауз на уроке до соревнований и олимпиад) и систематичность работы приносит ощутимый результат, в первую очередь, для самого ребенка.
В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Литература:
1.Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд
2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка
3.Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен¬ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199\’\’. №1.
4. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» ,Институт социальной работы, М., 1996 г.

доклад.docx