Автор: Ольга Васильевна Блинова
Составитель: учитель-логопед ГКОУ УР \»Школа-интернат № 13\» Блинова О.В.
Подробнее информацию о причинах и видах дисграфий и дислексий можно найти у таких авторов, как Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Б.Г. Ананьев, Т.Г. Егоров и др.
Некоторые приемы по преодолению дисграфии у младших школьников:
— дифференциация звуков по звонкости-глухости с помощью спичечных коробков и колокольчиков,
— дифференциация артикуляторно сходных звуков с использованием картинок-обозначений ([С] – бежит вода, [Ш] — шипит змея):
— определение количества и последовательности звуков с помощью числовых рядов,
— дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованием синего и зеленого флажков,
— выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы,
— узнавание наложенных букв,
— зрительные ассоциации «На что похожа буква?»,
— отхлопывание слоговой структуры слова,
— выкладывание схем предложений с использованием длинных и коротких палочек,
— образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса,
— подбор глаголов к существительным
— составление предложений с заданным количеством слов и т.д.
Очень важно не ругать и не наказывать ребенка, а помогать ему в преодолении возникших трудностей. Здесь важна совместная работа логопеда, учителя и родителя, направленная на устранение или минимализацию причин, из-за которых возникает дисграфия и дислексия.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – это полное или частичное специфическое нарушение письма, обусловленное несформированностью высших психических функций, обеспечивающих данный процесс в норме.
Как узнать, что та или иная ошибка входит в группу специфических?
Во-первых, специфические ошибки носят устойчивый характер.
Во-вторых, специфические ошибки не связаны с нарушением орфографических правил.
В-третьих, такие ошибки избирательны, т.е. могут встречаться только на уроках русского языка и чтения. При этом на других дисциплинах ребенок может быть успешен.
Специфические ошибки на письме:
1) Замены букв по различным признакам:
— по звонкости-глухости (зашёл — «сашёл», грибы – «крибы», маска – «мазка», дом – «том», …);
— по артикуляторному сходству ( шуба – «суба», заяц – «жаяц», рак – «лак», помада – «момада», цапля – «тапля», утка- «отка», юла – «ёла», …);
— по оптическому сходству (графему зрительно похожи, но пишутся по разному) (ведро – «дедро», забор – «уабор», …);
— по кинетическому сходству (графемы начинают писаться одинаково) (тапки – «татки», игра – «угра», машина – «маиина», …);
— зеркальное письмо (У-Ч, Е-З, зеркальное написание «С» и «Э»).
2) Нарушение структуры слова:
— пропуски, вставки, перестановки букв, слогов, слов, словосочетаний (работа – «барота, раоота, раболота»);
— недописывание слов (день – «де», машинка – «машин».
3) Трудности обозначения мягкости согласных:
— с помощью гласных второго ряда (мясо – «масо»);
— с помощью мягкого знака (пень – «пен»).
4) Нарушения языкового анализа:
— слитное написание слов, предлога со словом («возлелеса», «удома», «мыехали»);
— раздельное написание частей слов («ре бята», «на ступила»).
5) Аграмматизмы на письме:
— нарушения согласования существительного с глаголом, прилаг. с сущ-ным, числ-го с сущ. («вторая мальчик», «идет дожди»;
— неправильное употребление падежных форм и предложно-падежных конструкций («много деревов», над столом — «на столом») и т.д.