Автор: Кожина Вера Николаевна
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организация класса
– Здравствуйте, ребята, родители, педагоги.
2. Определение темы урока
– Я вам прочитаю диалог, попробуем определить тему нашего урока.
– Что удивило Лену?
– Мы сегодня на уроке проведём мини-фестиваль «Культура разных народов», а тема сегодняшнего урока «Образцы культуры народов».
– Ваша задача внимательно посмотреть, послушать, если считаете нужным главные мысли зафиксировать в тетради и поразмыслить над вопросом: Отличается ли культура разных народов?
Учащиеся слушают.
Что в школе так много детей разных народов.
Учащиеся записывают тему.
Учащиеся записывают вопрос.
3. Знакомство с культурой разных народов
4. Постановка проблемы
– Итак, внимание на экран.
– Ребята, скажите, отличаются ли культуры разных народов?
– Как вы думаете, почему?
– Давайте, вместе попытаемся понять. Вернёмся к истории возникновения народов. Слово народ состоит из двух частей «на» и «род».
Вспомните, раньше люди жили родами и в каждом роде устанавливали общие для своего рода правила поведения – что признавать хорошим, а что плохим. Эти правила и становились основой культуры народов.
Народы отличаются и местом проживания, одни живут в степях, другие в долинах рек, третьи – в лесах, четвёртые – в горах.
(Зачитываю текст из учебника стр.50 от слов «Ведь одни …, а преграды плохо».)
– Вот мы обозначили различия.
– А теперь подумайте, легко ли разным народам найти общие нравственные правила (правила поведения)?
– Какой возникает вопрос?
– Итак, мы обозначили проблему урока: Как им жить вместе, ведь их много с разными культурами, обычаями, языком?
– Давайте сравним наш вопроса с тем, какой вариант вопроса предлагают авторы? (Зачитываю вопрос на стр. 75 и записываю на доске).
1-ый ученик представляет презентацию «Культура украинского народа» «Культура азербайджанского народа «Культура башкирского народа» «Культура русского народа»
Родители представляют блюда этих народов.
– Да, отличаются.
– Предположения учащихся.
Ответ: У каждого народа приняты свои правила – значит и культура своя, непохожая на другие.
Учащиеся слушают.
Предположения учащихся.
Могут ли разные народы найти общие нравственные правила? – вариант авторов.
5. Поиск решения
– А теперь мы поработаем с пословицами, почему именно с пословицами, вы потом попробуете мне сказать. (Раздаю на карточках пословицы).
– Попробуйте распределить их по группам (подсказка – 3 группы).
О добре и зле:
1. Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. (Таджикская)
2. За добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек. (Татарская)
3.Не делай зла – не будешь знать страха. (Даргинская)
О правде и честности.
1. Правда, что шило, – в мешке не утаишь. (Русская)
2. Над маслом вода не всплывает, над правдой кривда не поднимается. (Якутская)
3. Даже для врага будь правдивым свидетелем. (Осетинская).
О труде и упорстве.
1. Корову не накормишь – молока не надоишь.(Украинская)
2. Лентяй всегда в раздумье. (Азербайджанская)
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Русская)
4. Лентяй одно дело дважды делает. (Башкирская)
– Какие группы у вас получились?
Показываю слайды:
Пословицы разных народов:
О добре и зле.
О правде и честности.
О труде и упорстве
– Пословиц, ребята, очень много, все их мы не перечислим.
– А в чём главная цель пословиц, кто их создал, для чего?
– Да, ребята, их создавал народ, это мудрость народа, на каком бы языке они не звучали в основе лежат главные человеческие ценности: добро, честность, правда, справедливость, труд, дружба, взаимопомощь.
– Что же получается, у каждого народа свой язык, обычаи, устное народное творчество – своя культура, но в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добро, честность, правда, справедливость, милосердие, дружба, труд, взамопомощь и взаимопонимание.
Давайте, вернёмся к основному вопросу нашего урока.
– Так могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
– Да, ребята.
Зачитываю строки из учебника (стр. 51 «Культура каждого народа … даже если они не похожи на нас»).
Учащиеся работают самостоятельно.
Учащиеся называют.
Это короткие изречения, создал их народ на основе опыта жизни. Это мудрость народа. Каждая чему-то нас учит.
– Да, могут.
6. Итог урока
Мы познакомились с культурой разных народов, к которым мы принадлежим, у каждого народа она богатая, своеобразная. Давайте постараемся жить в мире, договариваться друг с другом, уважать друг друга.
– А сейчас с угощениями пьём все вместе чай.