Сборник инструкционных карт для занятий учебной практики по слесарному делу выполнение работ по профессии рабочего 18559 Слесарь- ремонтник

Автор: Чистяков Станислав Станиславович
При обучении обучающихся образовательных организациях документы письменного инструктирования были всегда актуальны. Документация письменного инструктирования — специальные учебные инструкции, в которых в словесной и графической форме даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений.
На занятиях производственного обучения, прежде всего в учебных мастерских используются следующие основные виды документов письменного инструктирования:
 инструкционные карты — применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;
 инструкционно-технологические и технологические карты — применяются при выполнении обучающимися чебно-производственных работ комплексного характера;
 учебные алгоритмы — применяются на различных этапах учебного процесса.
Особое место среди документов письменного инструктировании занимают инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению обучающимися основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение профессии, специальности в целом.
В инструкционных картах представлена информация двух видов:
 словесная — описания наиболее рациональной последовательности, правил-рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий;
 графическая — рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость.
Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности при освоении соответствующей изучаемой трудовой операции, вида работы.
Инструкционные карты представляют изучаемый трудовой процесс в методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного инструктирования следует рассматривать и использовать не только как учебную документацию для обучающихся, но и методическую документацию для мастера производственного обучения.
Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух позиций: «что делать» и «как делать».
Главное в инструкционной карте — «как делать» — в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела карты — «порядок выполнения упражнений». В этом и состоит сложность разработки инструкционных карт. Инструктивные указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию. Это требует определенного навыка, что доступно далеко не каждому мастеру производственного обучения. Надо не только знать и уметь делать, но и уметь педагогически грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций.
Особо важно научить пользоваться картой, имеющейся на их рабочих местах, в процессе выполнения упражнений по отработке соответствующих трудовых приемов и операций. Если мастер в ходе текущего инструктирования обнаружил, что обучающийся что-то выполняет не так, как было показано и что пояснено в карте, то не следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. Так же следует поступать, если обучающийся сам обращается к мастеру за повторными пояснениями. Подобная методика обучения с применением инструкционных карт постепенно приучит, привьет «вкус» к использованию учебной документации не только на начальных периодах обучения, но и в дальнейшем, когда основным документом письменного инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая документация.

Сборник инструкционных карт, 2022).docx