Влияние личности педагога на формирование самосознания обучающегося

Автор: Кадивова Нурьна Гаджиевна
Необходимость осмысления перемен, происходящих в современном образовании, очевидна. На смену педагогики грамотности, когда система знаний, умений и навыков рассматривается как конечная цель, приходит гуманно-личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан Ребёнок в процессе его \’\’возрастания до идеального ОБРАЗА\’\’. Последние несколько лет общество вновь задумалось о духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Появление новой цели обусловливает необходимость переосмысления влияния личности педагога на развитие личности ребенка. В последнее время в педагогической теории отмечается тенденция к толкованию качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская социализация.

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дополнительному образованию, его влиянию на становление личности ребёнка, социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу учреждений дополнительного образования не столько в плане обучения, сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми.

Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. Формирование личности ребенка, особенно младшего школьного возраста, происходит под влиянием многих факторов, в том числе общения со сверстниками и взрослыми. Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности педагога. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только на занятии и в общении с ровесниками, его влияние простирается и на состояние, поведение, личностные проявления учеников, как в период обучения, так и в последующие годы.

В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. В становлении ребенка как личности, когда закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения, особенно важна роль Учреждения дополнительного образования как организационной и общественной формы воспитания и развития детей, включая процесс их общения педагогом.
Влияние личности педагога на самосознания обучающегося.docx