«Роль авторской сказки в формировании у дошкольников знаний о истории родного края”

Автор: Иванова Нина Германовна
Дети потеряли интерес к знакомым сказочным сюжетам, тогда можно сочинить для них новую познавательную сказку и провести по ней беседу. Педагогическая сказка отличается от традиционной тем, с помощью неё мы можем решить познавательную задачу. Восприятие художественной литературы – один из видов детской деятельности (п. 2.7 ФГОС ДО). В части программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений, формы организации образовательной работы (ФГОС ДО п. 2.9). Ряд авторских сказок, сочинённые педагогами ДОО, может быть включена в вариативную часть ООП. Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами: миром людей, природы, предметным миром.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к истории родного края, культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет» – так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Актуальность рассматриваемой темы связана в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, знающими своё прошлое и настоящие. И этому способствуют авторские сказки волнительный мир сказки – вечной, захватывающей и волнующей во все времена.
Основные задачи в работе по краеведению:
– познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками, народным костюмом;
– дать представления о нашей области и ее природных богатствах.
-вызвать интерес к жизни родного края.
– познакомить с историей и современного края.
Формирование основ краеведческих знаний нужно вести в таких направлениях, как вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность и реализацию индивидуального подхода, позволяющую управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Для этого используют авторские сказки.
С помощью сказок воспитатель ненавязчиво, может познакомить с историей родного города. На примере сюжетных коллизий и взаимодействия сказочных персонажей он формирует у дошкольника интерес к истории своего родного города, позитивное отношение к окружающему миру, сверстникам и взрослым. Благодаря морально-нравственной основе педагогических сказок воспитатель может реализовать позитивную социализацию старших дошкольников. Не все сказочные сюжеты решают данную задачу. Когда педагог сам пишет сказку, он разворачивает историю, в которой ребенок мог бы оказаться сам. Дошкольники во время обсуждения сказочного сюжета имеют возможность оценить поступки героев, научиться осознанно проявлять чувства к окружающим. Педагогические сказки помогают познать социальный мир, усвоить нравственные ценности, историю родного края. Они способствуют любви и интереса к традициям и истории родного края.
Алгоритм использования авторских педагогических сказок
1. Прочитать сказку, передать характеры персонажей с помощью тембра голоса и интонации.
2. Провести беседу по опорным вопросам.
3. Предложить детям пересказать сказку: – одному ребенку полностью по частям; – несколькими детьми по очереди по частям.
4. Нарисовать с детьми иллюстрации к прочитанной сказке.
5. Ввести в сказку новых персонажей.
6. Придумать другие, обязательно позитивные концовки прочитанной сказки.
Знакомить детей с авторским сказками лучше во второй половине дня вовремя, отведенное для чтения художественной литературы. Для этого можно использовать готовый алгоритм. Педагог может ориентироваться на него и использовать свой опыт, проявлять личные педагогические компетенции, вносить изменения и дополнения. Чтение сказки воспитатель может превратить в маленькую импровизацию. Меняя интонацию и тембр голоса, он передает характеры и настроение героев. Это вызовет интерес у детей. Во время обсуждения сказки воспитатель выделяет:
• главную идею сказки, основную проблему: о чем в ней говорится;
• социально-познавательное значение: что нового о окружающем мире дети узнали;
• значимость сказки: чему сказка учит. Важно дать возможность высказаться всем детям, выслушать мнение каждого воспитанника.
Опорные вопросы для бесед следует формулировать так, чтобы дети учились не только давать ответ по содержанию текста сказки, но и сами бы размышляли, высказывали свое собственное мнение. Сюжет сказки следует строить с учетом особенностей воспитанников конкретной группы. Обсуждение этой сказки – хороший повод для детей поделиться своими чувствами, а для воспитателя – услышать мысли ребенка. Дайте воспитанникам задание нарисовать иллюстрации к сказке так, чтобы ее сюжет и герои были понятны дошкольникам. Сказки должны быть познавательными и побуждать к творческой деятельности. Авторские педагогические сказки: формируют у детей духовно-нравственные ценности: представления о дружбе, верности, взаимовыручке; расширяют представления о добре и зле; учат ответственно относиться к своим действиям; помогают поверить в свои силы, учат проявлять упорство, преодолевать препятствия, достигать цели, узнавать злые умыслы, совершать добрые дела Таким образом, педагогические сказки помогают изучить историю и традиции родного края, усвоить морально-этические нормы социального взаимодействия, позитивного отношения к миру.
Приложение
Сказка «Как Анисим и Гавриил нашли соляной источник»
Воспитатель: Я расскажу вам одну удивительную сказку. Запомните действующих лиц и ее сюжет. Воспитатель читает, меняя интонацию и тембр голоса, чтобы передать характеры персонажей. Однажды два брата Михалёвы Гавриил и Анисим два казака шли по тайге и решили отдохнуть в дороге, пообедать. Анисим подстрелил дичь Гавриил разжёг костёр и пошёл набрать родниковой воды для похлёбки, он слышал недалеко журчит родни, каково же было удивление Гавриила, что вода в роднике оказалось солёная он позвал брата и вместе они смекнули, что родничок этот поможет им в производстве соли, самой нужной и редкой приправы в то время. Решили братья остаться жить в этом месте и построить солеварницу, позвать жить в этом месте и других людей, Так родился посёлок Михолёво ,а затем и город Усолье-Сибирское.

статья Ивановой.docx