Автор: Шмакова Юлия Вячеславовна
Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, а также создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). Полноценное развитие двигательных и психических функций обеспечивает формирование необходимых пространственных представлений у ребенка.
Нарушения пространственной ориентировки — один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности. Дети – инвалиды с интеллектуальными нарушениями, приходящие впервые на реабилитацию в Центр не ориентируются в собственном теле, не знают названия его частей, не владеют словесными обозначениями их пространственного расположения. По сравнению с нормально развивающимися детьми, умственно отсталые дошкольники испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане, не могут выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением пространственных обозначений. У детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием наблюдается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, это обусловлено недоразвитием речевых и мыслительных процессов.
Развитию пространственных представлений у детей и подростков с ограниченными возможностями в МКУ «РЦ «Радуга» специалисты Центра уделяют особое внимание, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности. Недостаточность ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Основную задача моя, как учителя — дефектолога — способствовать общему развитию детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе. Поэтому для развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями бала разработана программа «Учимся играя». Данная программа составлена для детей с легкой и умеренной отсталостью 5-8 лет на основе программ: Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А. Зарина; Н.Д.Соколовой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Цель программы — формирование пространственных представлений у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Для реализации поставленной цели в программе определены следующие задачи:
— обучение детей ориентировке в схеме собственного тела;
— обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве;
— обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
— обучение ориентировке на плоскости.
Для выявления уровня развития пространственных представлений у детей с умственной отсталостью в программе используются следующие методики: Забрамной С.Д., Боровик О.В., Иншакой О.Б., Колесниковой A.M.
После проведенной диагностики по выявлению уровня развития пространственных представления у детей с умственной отсталостью проходящих реабилитацию в МКУ «РЦ «Радуга» учителем — дефектологом разрабатывается индивидуальная программа на каждого ребенка по коррекции пространственных представлений.
На основании полученных результатов учитель – дефектолог проводит цикл занятий с детьми. Занятия делятся на последовательные этапы, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть. Структура заданий от этапа к этапу усложняется.
Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму: групповую, индивидуальную, работу с семьей. На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала. Работа с семьей строится по таким направлениям: проведение бесед о необходимости развития пространственных представлений у детей с умственной отсталостью, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома, после курса реабилитации.
Программа рассчитана на 18 занятий (1 раз в неделю).
При построении программы как базовые выделяются четыре направления, которые и составляют этапы коррекционно-развивающей работы:
1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела. Важными задачами данного направления работы является обогащение практического, чувствительного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления правое – левое, направо – налево, справа – слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, обогащение словарного запаса пространственной терминологией.
2. Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве – научить ребенка ориентироваться во внешнем пространстве, обучить ориентироваться в пространственных направлениях, как верх – низ, вперед – назад, вправо – влево, дальше – ближе.
3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами — сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать и распознавать эти отношения. В качестве вспомогательного средства детям предлагаются карточки — схемы с изображением пространственных отношений между предметами, которые помогают детям в усвоении материала.
4. Обучение ориентировке на плоскости — формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.
Занятия являются комплексными и проводятся командой специалистов. На разных этапах работы в программу включаются занятия с педагогами — психологами, музыкальным руководителем, инструкторами ЛФК, логопедами, инструктором по труду, воспитателями. Результаты работы регулярно обсуждаются специалистами на медико-психолого-педагогическом консилиуме Центра, в программу занятий ребенка вносятся коррективы — добавление или исключение определенного вида занятий, изменение содержания проводимых занятий в зависимости от зоны «актуального развития» ребенка.
Неотъемлемыми участниками реабилитационного процесса в рамках реализации данной программы являются родители, которые имеют возможность присутствовать на занятиях своего ребенка, а так же возможность обучаться необходимым приемам и методам работы с детьми, посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы.
Родители знакомятся с результатами первичной и итоговой диагностики, посещают открытые занятия, участвуют в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывают свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся реабилитационного процесса.
За 2013 — 2017 годы работы в МКУ «РЦ «Радуга» по программе развитие пространственных представлений «Учимся играя» в результате обучения дети научились:
— ориентироваться в схеме собственного тела, различать правую и левую стороны у себя;
— ориентироваться в правом и левом направлении пространства не только относительно самого себя, но и относительно других лиц и предметов. В затруднительных случаях дети стали самостоятельно пользоваться вспомогательными средствами для установления отношений справа и слева от себя;
— правильно определять и называть пространственные отношения между предметами. Значительно уменьшилась разница между выполнением практических действий по словесной инструкции и словесным обозначением пространственных отношений между предметами;
— более свободно ориентироваться на плоскости, определять ее правую и левую стороны, верх и низ, середину;
— усвоили принцип действия для решения различных задач на пространственную ориентировку.
Таким образом, наличие положительных результатов доказывает, что программа «Учимся играя» направлена на формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью, обеспечивает повышение качества сформированности указанных представлений. Несформированность пространственных представлений у умственно отсталых детей носит вторичный характер нарушений, а, следовательно, коррегируются с помощью специально организованного обучения, направленного на их формирование.
Данная программа по развитию пространственных представлений для детей с умственной отсталостью «Учимся, играя» рекомендуется использовать на занятиях дефектологов, в работе педагогов — психологов, логопедов, воспитателей.