Психологическая подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.

Автор: Шишкова Александра Михайловна
Психологическая подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.

Настольный теннис – высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом от крайнего напряжения к быстрому спаду.
Для успешных выступлений в настольном теннисе необходимо иметь комплекс психологических качеств и способностей, из которых следует выделить наиболее важные: двигательная реакция, мышечно-двигательная чувствительность, интенсивность и объём внимания, двигательно-координационные способности, эмоциональная устойчивость, активная мотивация тренировок.
По своему направлению все средства психологической подготовки можно разделить на две группы:
– психолого-педагогические – беседы, лекции, просмотр соревнований и тренировок сильнейших игроков и сборных команд, аутогенная тренировка, самовнушение;
– практические – тренировочные и соревновательные игры, игры с установками тренера на предъявление к учащимся повышенных требований к проявлению психологических показателей, сбивающие факторы в игре, на фоне повышенных физических напряжений (утомлений).
Этап начальной специализации.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувств необходимости занятий физической культурой и спортом, желание стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.
Психолого-педагогические наблюдения во время эстафет, подвижных игр, игр с мячом и ракеткой.
Наблюдения поведенческих особенностей детей в процессе подвижных игр, что позволяет тренеру оценить способности в комплексе их проявлений. Выявление наиболее дисциплинированных, двигательно- активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, принимающих на себя роль лидеров, стремящихся быть во всём первыми, внимательных и быстро усваивающих новые виды движений. Беседы тренера и ведущих спортсменов с детьми, просмотр соревнований, фильмов, тренировок сильнейших спортсменов.
Определение интереса занимающихся к прослушанному материалу.
Выявление детей, обладающих устойчивым вниманием.

Этап углублённой специализации
Продолжение работы по воспитанию у занимающихся устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом, и, конкретно, к настольному теннису.
Работа по расширению психологических методов воздействия на занимающихся.
Задачи тренера на этом этапе:
-формирование установки на соревновательную деятельность,
– повышение уровня надёжности действий и устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам на фоне сбивающих факторов (эмоциональной напряжённости, воздействия противников, физического утомления, внешним факторам – зал, свет, инвентарь.
Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:
– создание ситуаций со сбивающими факторами (физическое утомление, поведение противника, зрителей и т.п. в тренировочных занятиях и играх на счёт;
– введение ситуаций выбора ответных действий, принятие самостоятельных решений в условиях дефицита времени;
– формирование выраженных черт характера и свойств личности, типичных для высококлассных игроков;
– применение педагогических методов воспитания психики игрока в настольный теннис.

Этап спортивного совершенствования
Работа по формированию установки на соревнования, повышению уровня надёжности действий, устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Участие в большом количестве соревнований.
Напряжённость тренировки.
Задачи этого этапа:
– достижение высокого уровня устойчивости психофизиологических показателей в стрессовой (соревновательной) ситуации;
– проявление бойцовских качеств в наиболее ответственные моменты соревнований;
– настрой на достижение высоких спортивных результатов;
– воспитание эмоциональной устойчивости;
– воспитание надёжности действий в стрессовой ситуации;
– осознание чувства долга и ответственности перед коллективом, командой, страной;
– воспитание высокой мотивации занятий спортом;
– выявление способности к самоанализу действий.
Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:
– самооценка,
– самоприказ,
– убеждение,
– самовнушение,
– психотерапия и гипноз,
– аутогенная и видеомоторная тренировки,
– тренировочные и соревновательные игры с установки тренера,
– моделирование игровых ситуаций,
– беседы с тренерами и ведущими спортсменами,
– просмотр соревнований с их анализом.

На вершине спортивного мастерства игроки испытывают наибольшие психологические напряжения: большое количество соревнований и частый переход от стрессовой соревновательной ситуации к тренировочной работе предъявляют к спортсмену повышенные требования.
Задачи психологической подготовки на этапе высшего спортивного мастерства – совершенствование следующих навыков и умений;
– эмоциональная устойчивость к стрессу;
– умение мобилизовать все системы организма в наиболее ответственные моменты;
– способность к чёткому выполнению тактического плана в соревновательной обстановке;
– способность к вариативности технико-тактических действий в ходе встречи;
– надёжность действий, как в отдельной игре, так и в продолжение всего соревнования.
Для практического решения этих задач могут быть применены следующие методы:
– самоконтроль действий в соревнованиях;
– анализ психологических действий в соревнованиях;
– аутогенная и психорегулирующая тренировка;
– соревновательная деятельность;
– моделирование предстоящих соревнований и условий их проведения;
– соревновательные и тренировочные игры с установками тренера;
– соревновательные и тренировочные игры со сбивающими факторами;
– психолого-педагогические методы;
– просмотр соревнований.

1 green.jpg