Автор: Кофтёнкина Ирина Александровна
Проект «Песочные сказки» в развитии детей предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста (6-9 лет). Проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».
Пояснительная записка
Все большую силу в наше время набирает установление федеральных государственных образовательных стандартов образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для младшего школьника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса к различным областям деятельности и науки. Помощь ученику в адаптации к условиям школьной жизни, развития познавательных способностей, фантазии и развитию устной речи.
Задачи:
• изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
• разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
• наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
• познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
• развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
• расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
• развивать детскую самостоятельность и инициативу;
• укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• развивать словарный запас школьников по средствам создания «песочных сказок и историй».
Общие принципы проекта «Песочные сказки»
• принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
• принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенокшкольник и забота о его здоровье и безопасности.
• \»позитивный центризм\»: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
• дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
• сочетание научности и доступности материала;
• наглядность;
• характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• профессиональная компетентность педагога;
• принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ОУ;
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Особенности организации проекта «Песочные сказки»
Процесс совместной деятельности со школьниками включает в себя:
▪ использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения учащихся;
▪ организация мероприятий для повышения социального статуса детей;
▪ вовлечение школьников в свободные игры со сверстниками;
▪ моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
▪ акцент в работе проекта на вовлечении школьников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
▪ разрешение и поощрение высказывания детьми множества вопросов;
▪ использование в обучении школьников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки учениками собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
▪ привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
▪ использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
▪ создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Методы и приемы:
Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (кисточками, совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные пустыни, ветер, создание сказок…)
Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью, сложности первоклассника и др.). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи, сказки).
Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.
Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
Формы работы по проекту
• Работа с учащимися:
➢ чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (рассказы, сказки);
➢ проведение игр с песком, водой;
➢ проведение игровых занятий;
➢ пополнение предметно — развивающей среды группы учащихся;
➢ опытно – экспериментальная деятельность;
➢ тематический день: «День мыльного пузыря и песка».
• Работа с родителями:
➢ выполнение творческих заданий;
➢ совместная опытно–экспериментальная деятельность;
➢ консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;
➢ мастер-класс «песочные сказки»;
➢ изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
➢ альбом: «в мире песка»
➢ сборник художественной литературы (стихотворения, высказывания великих людей…).
77600ABA-34D6-4333-9F9A-A24ED196DC9E.jpeg