Особенности творческого мышления у учащихся начальных классов

Автор: Бекулова Ирина Зауровна
АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено понятие и сущность творчества, и его связь с широтой, гибкостью мышления и воображения субъекта. Выделено четыре основных подхода к изучению творчества в психологии: среда, в которой осуществляется творчество, творческий продукт, творческий процесс и творческая личность. Анализ показал, что разные определения имеют схожесть в понимании творчества, как создания чего-то нового и уникального: поскольку индивидуальность человека уникальна и неповторима, реализация его индивидуальности уже является творческим актом.

ABSTRACT

The article discusses the concept and essence of creativity, and its relationship with the breadth, flexibility of thinking and imagination of the subject. There are four main approaches to the study of creativity in psychology: the environment in which creativity is carried out, a creative product, a creative process and a creative personality. The analysis showed that different definitions have similarities in understanding creativity as creating something new and unique: since a person\’s individuality is unique and inimitable, the realization of his individuality is already a creative act.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, креативность.

Keywords: creativity, creative thinking, creativity.

На сегодняшний день развитие творческого мышления и изучение его особенностей является неотъемлемой частью проблематики многих дидактических и методических сфер образовательного процесса. Современному миру необходимы творческие личности, способные на нестандартные решения проблем, адекватно и своевременно реагирующие на быстрые изменения условий.

Творческое мышление – это процесс создания и обработки информации с использованием образных, сенсорных и нестандартных психических связей и концепций, позволяющие найти и использовать принципиально новые решения проблемных ситуаций, новые идеи, открытия и явления. Воображение, гибкость и широта мышления тесно связаны с творчеством, поэтому важность творческого мышления как изучаемого явления высока.

В психологии изучают четыре подхода по раскрытию понятия творчества: среда, в которой осуществляется творчество, творческий продукт, творческий процесс и творческая личность. В определении творчества, разные понятия имеют схожесть, как создание чего-то нового и неповторимого. Человек уникален и неповторим, творческим актом является его реализация.

Рассматриваются два подхода к пониманию и изучению творчества: когнитивный и личностный. В когнитивном подходе, изучение творчества связано с понятием когнитивных процессов. Исследователи разбираются в вопросе о взаимосвязи творчества и интеллекта. Для исследователей второго подхода главным аспектом является изучение личностных качеств людей, проявивших творческий подход. [8]

Проблемы творческого мышления широко изучаются в отечественной психологии человека. Оно представлено как проблема продуктивного мышления, а не репродуктивного мышления. Продуктивный и репродуктивный компоненты встроены в каждый мыслительный процесс. Большое внимание в отечественных подходах уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Отечественные ученые, такие как О.К. Тихомиров, Я.А. Пономарев, Ю.А. Пономарев внесли важный вклад в изучение творческого мышления. Они исследовали факторы, влияющие на развитие активной мыслительной деятельности, выявлены различия в процессе принятия решений при внешнем инициировании мышления (задачи, ситуации) и его мотивационной обусловленности. Во втором случае проявляется творческий характер мышления, способность людей создавать образ своего окружения.

В работах О.К. Тихомирова, создание нового продукта в процессе творческого мышления находится в тесной взаимосвязи с появлением новообразований в познавательной деятельности, которая направлена на его создание. Это связано с целями этой деятельности. Структурную-уровневую модель творческого процесса разработал Я.А. Пономарев, он рассказал, что в процессе мышления человек может пользоваться накопленными знаниями на двух уровнях: интуитивном и логическом.

С точки зрения системного подхода Д. Б. Богоявленская, рассматривает творческое мышление и предлагает выделить интеллектуальную деятельность, как единицу исследования творчества.

Общие умения В. Н. Дружинин разделяет на: интеллект – способность решать, обучаемость – способность приобретать знания и творческие способности – общее творчество. Следовательно, он считает, что не существует творческого процесса как особой формы умственной деятельности. Творческие навыки приравниваются к общим навыкам.

Структура интеллекта по М.А. Холодной.

М.А.Холодная выделяет подструктуры: когнитивный опыт, метакогнитивный опыт и группу интеллектуальных способностей.

В структуру когнитивного опыта вошли методы кодировки информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.

Структура интеллектуальных навыков включает в себя:

1) Способность к конвергенции – интеллект в узком смысле этого слова (уровневые свойства, комбинаторные и процессуальные свойства);

2) креативность (беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность);

3) обучаемость (имплицитная, эксплицитная) и дополнительно

4) познавательные стили (когнитивные, интеллектуальные, эпистемологические).

Креативность – это способность генерировать множество оригинальных идей в нерегулируемой среде.

После того, как Л. Терстон проанализировал возможную роль способности воспринимать новую информацию разными способами и быстро ее использовать, он определил роль индуктивного мышления и некоторых характеристик восприятия. Он также отметил, что творческие решения чаще встречаются, когда человек расслаблен, а не сосредоточен на решении проблемы.

Р. Арнхейм и Дж. Уоллес рассматривают творчество как психический процесс. Эта позиция наиболее ярко выражена в работе Р. Арнхейма, который утверждает, что творчество не может быть измерено объектом, который его производит. Заслуга Дж. Уоллеса в том, что он подчеркивает и поддерживает следующий тезис: приближение идеи чувствуется и переживается эмоционально.

Креативность рассматривают Р. Мей, А. Маслоу, как одну из его характеристик в структуре личности, в значении трансформирующей силы, которая положительно сказывается на самооценке и гарантирует самопродвижение субъекта в своём развитии.

Существуют препятствия для творческого мышления.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон, определили их:

– к конформизму, -цензура, -ригидность, -желание находить ответ сразу.

Ф. Гегель и С.Л. Франкл. раскрыли потенциал неопределенной проблемной ситуации в развитии креативного мышления. Для Гегеля Ф. процесс развития состоит в открытии новых определенностей, то есть переходе от неопределенности к определенности. По его словам, в неопределенности нет определений.

С. Л. Франкл утверждал, что неопределенность является условием возможности всякого знания и основой для возникновения определенности.

Термин «творческое мышление» занимает особое место в психологическом плане: с одной стороны, он неотделим от концепции творчества, с другой – проявляется в навыках и талантах, а с другой стороны, креативное мышление остается малоизученным и мало отличается от других психологических терминов.

Творческое мышление относится к общей концепции творчества. Авторы в своих профессиональных исследованиях стремятся отождествить или противопоставить термины: «креативность», «креативность» и «креативное мышление» [5].

Сутью творчества является открытие и создание чего-то нового, необычного, ценного и полезного. Основные характеристики творчества – оригинальность, неповторимость нового объекта, созданного из элементов старого на основе особого взгляда творческой личности.

Исследование этих качеств выявило важную роль воображения, интуиции, бессознательных компонентов психической деятельности, а также необходимость индивидуальной самореализации с целью раскрытия и расширения своих творческих способностей.

Поскольку сегодня акцент делается на применении методов и методов творческого мышления, где результат имеет прикладной характер, важно четко понимать, что такое мышление. Современные методы развития нестандартного мышления сами по себе не определяют конкретных возможностей, не отвечают на поставленные вопросы и не обеспечивают идеальную заранее заданную систему.

Мыслительный процесс- это решение задачи или какой-либо сложной ситуации. В решение проблем входит мышление, как практическая деятельность, которая нацелена на достижение конкретных задач в контексте затрудненной, проблемной ситуации. Мышление подчиняется законам логики и выражается в символах (диаграммах, таблицах, графиках и т.д.).

Корреляционными связями между собой связаны высшие формы мышления (системное, дивергентное, прогностическое, продуктивное). Они образуют единую систему. Приближены к творческому мышлению: дивергентное, системное, прогностическое и продуктивное мышление. Они сходятся по своему генезису и законам онтогенетического развития. Это типы, которые можно отнести к ключевым показателям творческого мышления.

Развитие творческих способностей и креативности происходит на протяжении всей жизни человека. Творчество является частью человеческого мышления и присуще действиям, а также является глубоко интеллектуальной и личной деятельностью [1,3,6,8].

Анализ литературы выделяет следующие составляющие творчества:

– чувствительность к проблемным ситуациям;

– Выбор, исследование, и формирование проблемы;

– Создание гипотез о методах решения проблемы;

– Проверка этих гипотез;

– Нахождениие и формулировка решений;

– Интерпретация и популяризация результатов [7].

Младший школьный возраст – это период онтогенеза от 6,5 до 7 лет и от 10 до 11 лет. На этом этапе жизни ребенок интенсивно развивает мышление, восприятие, память, внимание, воображение, а также коммуникативные и поведенческие навыки в обществе.

Воображение младших школьников развивается за счет активного развития репродуктивного воображения через участие в образовательной деятельности. Более того, в этот возраст начинает развиваться творческое воображение [6].

Дети не рассматривают свой результат творчества критически и это является отличительной чертой творческого мышления. Так же детский замысел субъективен, потому что, не основан на идеях, критериях, требованиях.

Формирование творческого мышления в школьной среде. Школьники должны быть обучены навыкам для развития своей творческой личности с учетом особенностей, связанных с возрастом, необходимо понимать творческое мышление, как вид деятельности и его дальнейшее развитие.

Если рассуждать о важности творческого мышления в государственной системе образования, то оно должно развиваться на всех уровнях образования. Это развитие имеет особое значение в начальной школе, поскольку в ней определяются методы умственной деятельности и формируются мыслительные действия. Обновление учебного процесса в начальной школе опирается на поиски, которые ведутся в теории и практике развивающего обучения. Эффективность развития образования достигается в основном за счет активизации образовательной деятельности школьников. Ученик не должен пассивно принимать готовые разъяснения учителя о новых знаниях, а приобретать и понимать эти знания в практической самостоятельной работе [9,10].

Выводы:

Основываясь на теоретическом анализе проблемы, сущность творчества заключается в открытии и созидании чего-то нового, необычного, ранее не существовавшего, имеющее ценность и приносящее пользу.

Творчество предполагает перевод мыслей из повседневного сознания, в создание необычной ситуации, в которой разрозненные области реальности взаимосвязаны.

Обладая высоким уровнем творческого мышления, человек способен создавать что-то новое и необычное, находить нестандартные ответы на жизненные вопросы и решать проблемы нетипичными для общества способами.

В психологии можно выделить четыре основных подхода к изучению творчества: среда, в которой осуществляется творчество, творческий продукт, творческий процесс и творческая личность.

Существует два основных подхода к изучению и пониманию творчества: когнитивный (познавательный) и личностный.

Креативное мышление рассматривалось в контексте отечественного и зарубежного подходов:

Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований», например, целей и смыслов – О.К. Тихомиров; способов действий – по Я.А. Пономарев. В работах отечественных психологов креативность рассматривается как универсальная, творческая способность.

Исследования креативности за рубежом сосредоточены на практическом решении проблемных ситуаций в современном обществе.

Творчество предстает, прежде всего, как удачное сочетание идей, возникающих из необходимости решить ту или иную проблему и выйти из опасной ситуации в меняющемся обществе, именно поэтому необходимо развивать творческое мышление и креативность у учеников начальных классов.

Список литературы:

Боровинская Д. Н. Креативность и мышление: категориальная характеристика [Электронный ресурс] / Д. Н. Боровинская, В. А. Суровцев // -2019. – URL: Режим доступа: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000652720 (дата обращения 01.10.2020)
Будаева С. Д., Развитие творческого мышления подростков в процессе решения неопределенных проблемных ситуаций, [Электронный ресурс] / С. Д. Будаева // – 2017. – URL: Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28340729 (дата обращения 12.10.2020)
Верхотурцева, Е.Е. Развитие творческого мышления посредством интеграции отдельных форм мышления [Электронный ресурс] / Е.Е. Верхотурцева // – 2016. – URL: Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27295878 (дата обращения 04.10.2020)
Крайник В.Л., Диянова Р.Т., Педагогико-психологический анализ проблемы исследования креативности личности [Электронный ресурс] / В.Л. Крайник, Р.Т. Диянова // – 2019. – URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogiko-psihologicheskiy-analiz-problemy-issledovaniya-kreativnosti-lichnosti (дата обращения 05.10.2020)
Кузнецова К., Шевелева К. Творческое мышление как высшая форма мышления [Электронный ресурс] / К. Кузнецова, К. Шевелева // – 2017. – URL: Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28878171 (дата обращения 27.09.2020)
Отточка А.А., Развитие воображения и творческого мышления младших школьников [Электронный ресурс] / А.А. Отточка // – 2018. – URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-i-tvorcheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 05.10.2020)
Погорелая Т.С., Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс] /Т.С. Погорелая // – 2018. – URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnyh-sposobnostey-detey-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения 12.10.2020)
Рожкова С.В., Сравнительный анализ понятий \”креативность\” и \”творчество\” [Электронный ресурс] / С.В. Рожкова // – 2018. – URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-kreativnost-i-tvorchestvo (дата обращения 05.10.2020)
Рустамова М.М., Методика развития творческого мышления учеников в системе начального образования [Электронный ресурс] / М.М. Рустамова // – 2017. – URL: Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28960416 (дата обращения 01.10.2020)
Укуева, Б.К. , Исследование проблем творческого мышления [Электронный ресурс] / Б.К. Укуева // – 2018. – URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-tvorcheskogo-myshleniya (дата обращения 03.10.2020)

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Борисова М.Н., Ермакова Е.О. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 42(128). URL: https://sibac.info/journal/student/128/198395 (дата обращения: 14.01.2021).
АННОТАЦИЯ.docx