Особенности профориентационной работы на уроках профессионально-трудового обучения детей и подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Автор: Семенцов Сергей Владимирович
Выбор профессии –важный этап в жизни каждого человека. Особенно трудно дается этот выбор детям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены.
Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и(или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции развития, социальной адаптации.
Основная цель педагогического коллектива школы-интерната – успешная интеграция выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную, трудовую деятельность. Выбрать доступную и нужную для общества профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно работать довольно сложно, так как по образовательному уровню, особенностям высшей нервной деятельности, личным качествам обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья многие профессии невозможны.
Дальнейшая судьба выпускников наших школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.
Содержание трудовых предметов дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность трудовых уроков в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителями трудового обучения стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
Программа трудового обучения общеобразовательных школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для воспитания у воспитанников готовности к труду.
Для организации уроков трудового обучения в школе имеются следующие условия: столярная мастерская (три), швейная мастерская (три). Все мастерские имеют необходимую материально-техническую базу: рабочие инструменты, станки, швейные машинки , инструкционно-технологические карты, таблицы по ТБ, индивидуальный раздаточный материал, дидактические пособия.
Программа предусматривает: подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий , Ребята приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами.
Обучение в школе должно быть первым, а после школьное – вторым этапом трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
К сожалению, наши воспитанники часто хотят делать то, что заведомо не смогут в силу их умственного развития и состояния здоровья. Технология изучения трудовых возможностей учащихся, которую мы используем перед началом профессионального обучения, позволяет нам своевременно выявить, во-первых, общие качества личности (черты характера, интересы, особенности поведения, состояние двигательных качеств) и, во-вторых,
уровень развития способностей к учебно-трудовой деятельности. Это помогает нам в дальнейшем индивидуализировать процесс обучения, усилить коррекционную работу, тем самым повышая уровень не только обучаемости, но и общего развития школьников. На этапе реабилитации важно создать условия для полноценного трудового обучения. Такие условия способствуют воспитанию у учащихся добросовестного отношения к труду, обретению ими обще трудовых и специальных знаний, умений и навыков, развитию
Особенностипрофоринтационной работы. (2).doc