ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ ДЕТЕЙ

Автор: Кулакова Серафима Александровна
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ ДЕТЕЙ
В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций. Наиболее ответственным является первый возрастной кризис. Этот период охватывает первые 2-3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. В данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются «нейронные ансамбли», которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является критическим. Педагогу следует учесть, что если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков, но не следует форсировать психическое развитие ребенка.
К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие нередко связано с речевым. Чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует выделению себя из окружающего мира. До 2-2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В дошкольном учреждении воспитатель, развивая речь ребенка, способствет формированию его самостоятельности.
В возрасте 5-7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. Здесь педагогу следует учесть, что необходимо обратить внимание на развитие зрительной сосредоточенности через игровые элементы.
В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный, возмужалый период, происходит бурный рост. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Дети становятся
непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Педагог должен помнить, что злоупотребление ссылками на свой авторитет может вызвать у подростков противодействие всякому разумному совету. В том случае, если во время кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия. Таким образом, деятельность педагога должна осуществляться с учетом возрастных кризисов детей.

КулаковаС.А._Статья1.docx