музыкальный руководитель

Автор: Коваленко Татьяна Геннадьевна
Слушание классической музыки – как безграничная возможность развития детей дошкольников.
Или рассказ о том, как дети вдохновили меня на сочинение сказок под музыку великих композиторов.
Слайд 2
Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ. Стендаль
Слайд 3
Нсмотря на то, что как говорил Шостакович
Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат– писал Д. Д. Шостакович, и мы знаем , что
Слайд 4
Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением.
Слайд 5
Психолог музыкант Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.
Слушание, как вид музыкальной деятельности интересен как взрослым, так и детям. Так хотелось бы в идеале. Но… По результатам анкетирования, которые проводились в начале года, в течение 2х лет, я увидела, что только 2 человека из 15- 18, которые приняли участие в анкете, посещают музыкальные театры, концерты в филармонии. Я была удивлена, что такой мощный ресурс, как филармония с ее детско-юношескими программами и музыкальный театр, а теперь и НОВАТ с яркими детскими операми . не использовался родителями.
Что мы, как музыкальные руководители можем сделать в этом направлении. Ведь классическая музыка- самая сложная область музыкального искусства.
Слайд 6
Главная задача музыкального руководителя вызвать интерес к этому виду деятельности, т.е. сделать так, чтобы музыка стала осмысленной.
Если просто и доходчиво рассказать детям музыку, им это станет по -настоящему интересно.
Слайд 7
Именно об этом и говорил Профессор музыкант Б.М. Теплов в его работе «Психология музыкальных способностей»: «Раньше, чем стать для ребёнка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять».
Как дошкольнику заинтересовать серьезной музыкой? Попробовала подсказывать детям, что я слышу в музыке, другими словами выступила переводчиком с языка музыки, на сказочный язык.
Ольга Петровна Радынова в методических рекомендациях по Художественно-эстетическому развитию ребёнка в дошкольном детстве ссылается на Сухомлинского, говоря о методе коллективного творчества.
Слайд 8
«Музыка –воображение-фантазия-сказка»-такова дорожка по которой ребенок развивает свои духовные силы».

Начала я с малого:
Первое произведение для слушания произведение П.И. Чайковского «Баба Яга». Оно короткое и стремительное, взволнованное. И этого героя дети знают.
Перед слушанием музыки:
Вы уже знаете, чр музыка может быть танцевальной, задумчивой, спокойной, убаюкивающей, радостной. Я хочу вам подарить моё любимое музыкальное произведение. Оно сказочное. Вы сейчас удивитесь, но музыка называется «Баба Яга». И если прислушаться, в этой музыке Баба Яга точно живет.
Ребенок: как это?
Послушаем. Правило слушания один: Музыка главное, и никто не разговаривает. Здесь не пришлось рассказывать. Детям было все понятно. И им было интересно.

Первое произведение
После того, как от детей старшей и подготовительных групп я услышала: А мы будем слушать музыку? Я поняла, что этим надо заняться всерьёз, и поняла, что сумела вызвать интерес.

Слайд 9-13
Первый долгосрочный проект был посвящен великому русскому композитору «П.И. Чайковскому. Музыка для детей».
Слайд 14 .Результаты викторины; слайд с видео роликом
Дети узнают произведения из детского альбома «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Болезнь куклы» «Новая кукла», « Марш деревянных солдатиков».
Слайд 15-19
После того, как дети сформировали свое представление о музыке, я сообщила, что эта музыка столь любима эта музыка, что даже мультипликаторы создали маленькие мультфильмы. Они услышали эту музыку по-своему, вы по-своему. И у них и у вас это правильно. Никто не ошибся.
Слайды 20-25
Вальс цветов Чайковского имел огромный отклик. Дети хотели не только слушать, а затем смотреть мультфильм, но и нарисовать эту музыку. Совместно с руководителем изо, используя разные техники рисования, детки рисовали музыку «Вальс цветов
Проект близился к завершению. Но музыка осталась в памяти детей. В чем мне приходилось убеждаться не раз.
Слайд 26 Интерес детей постоянно поддерживался. Например, на 1 октября, всемирный день музыки, мы пригласили детей и педагогов из 17 школы искусств. В программу были включены в том числе и пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Слайд 27,28-газета
Слайд 29 «Открытое занятие» . выдержки из статьи
« Дети старшей группы безошибочно после внимательного прослушивания маленького кусочка музыки называли фамилию композитора и название произведения, да еще и альбом, где звучит музыка. Это очень удивило и восхитило родителей!
Музыкальная викторина была представлена произведениями композиторов П. И. Чайковского и произведениями из «Детского альбома»; «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Прозвучал и вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Надо было двигаться дальше. (Сен-Санс «Карнавал животных»)
Однажды я детям с казала, что готова подарить им праздник, карнавал. На вопрос , что такое карнавал, не все смогли ответить.
Карнавал –это праздник. На таком празднике мы решили побывать с детьми. Вы понимаете , что речь идет о «Карнавале животных» Сен-Санса.
«Куры и Петух», «Персонаж с длинными ушами», «Лебедь» (смотрели видео Плисецкой), «Аквариум».
Слайд 30 слушаем Курицы и петух
Слайд 31•слушали «Интродукция и королевский марш львов».
Какое настроение вам подарила музыка, как вы расскажете о музыке?
Коля: музыка меня удивила и почти испугала
Денис: страшно было
Рома: Я удивился
Ева: удивительная музыка, как-будто лев выйдет из-за шторы
Несколько детей: как настоящий лев рычал, и были разные львы, большой и поменьше.

Вопрос: что поселилось в вашем сердце после прослушивания музыки:
Оля: сердце как-будто подпрыгивало, у меня веселое настроение
Кирилл и Саша: Настроение грандиозное, потому что музыка важная
Настя: веселое настроение
Эдик: хорошее настроение и я даже не испугался.
Эдик: лев защищает львят, я услышал.
Дети удивляли знанием музыки.
Мы с воспитателями одной из групп решили провести открытое музыкальное занятие.
.
Слайд 32.
Заинтересованность детей слушанием музыки стала для меня большим открытием. Неподдельный интерес детей к слушанию серьезной классической музыки у детей трогает и восхищает.
Результаты работы:
o Воспитанники проявляют интерес к классической музыки.
o Узнают звучащую музыку, назвав композитора, название и произведение.
o дети узнали о профессии композитор,
o о разном звучании фортепьяно и оркестра,
o поняли, что музыка может изображать не только персонаж, но и настроение.
o ознакомились с правилами слушания музыки,
o познакомились с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского для детей,
o показали высокие результаты, назвав звучавшие музыкальные произведения,
o познакомились с жанром балет
А еще:
o Научились мыслить, запоминать, рассуждать.
o Проявили желание развиваться в разных видах деятельности; хореографии, рисовании, рассказывании.

Слушание классичекой музыки, как безграничная возможность.docx