МКДОУ детский сад “Незабудка”

Автор: Шевченко Раиса Григорьевна
Проект Введение.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
В связи с введением ФГОС ДОУ в организации учебного процесса уделяется огромное значение предметно-пространственной среде. «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Проект ориентирован взаимодействие детей, родителей и педагогов и социальных партнёров. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.
Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Чувство любви к родному дому, краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Любить Родину – значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес у детей к труду на родной земле. Если ребёнок увидит труд взрослых на земле и одновременно получит информацию через опыт, эксперименты о том, как к нам пришёл хлеб, то можно утверждать что мы взрослые посеяли в сердце ребёнка зерно трудолюбия. Главная задача нашего коллектива через эксперимент учить детей выращивать зерновые культуры через опыты и эксперименты, что и актуально является в федеральном государственном образовательном стандарте.
Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель – наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.
Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».
Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к труженику села. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Куйтунским районом.
Важно показать уникальность села, помочь увидеть труженика на селе его неповторимость и красоту. Что здесь в Куйтуне, как и в других сёлах, трудятся люди – это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют село. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь – это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река – всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Работа по формированию труженика села более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.
Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных полей.
Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
– воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, селу;
– сформировать представление о родной земле, которая кормит и поет,
– воспитывать любовь к труженику села,
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде.
Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.
Новизна проекта: Рассматривая дошкольный возраст, как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником труженика сельского хозяйства через интересующие его виды деятельности. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
готовность доводить начатое дело до конца;
проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
адекватная оценка результатов деятельности;
аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.
Актуальность проекта: в 2016 году Куйтуну исполнилось 90 лет. Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей становиться одной из актуальных. Чувство патриотизма имеет не одно значения: это и любовь к тем местам, где родился, гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатство нашего района.
Почему мы решили работать по этому направлению, в чём же её актуальность?
Перед дошкольным образовательным учреждением стоят важные задачи: формирование с раннего возраста чувство гражданственности, любви к Родине уважение к старшим, к культурным традициям. Знать и приумножать богатство нашего района.
Мы живём в сельской местности. Наш Куйтун богат обширными полями, лесами. Поля ранней весной засеиваются зерновыми культурами. В лесах разные виды ягод, грибов. Растёт богатая сосна, лиственница, ель, берёза и т.д. Всё что окружает нас, исключить природу, создано умом и руками тружеников. Всё чем живёт сегодня человек – это результат труда предыдущих поколений и живущих ныне. Восхищение и благодарность вызывает у нас труд крестьян – нашего кормильца.
Федеральный закон от 29.12. 2006 года №264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства в Российской Федерации» гласит о развитии сельского хозяйства и о подрастающей талантливой молодёжи.
Проект воспитание гражданина и сельского труженика отвечает новым приоритетам развития образовательной системы на селе, которая сместилась на потребностную сферу людей, удовлетворении и качественного развития потребностей, запросов личности сельской семьи, местного рынка труда, общественности. Одновременно данный проект отвечает требованиям, заложенным в проекте Федерального Государственного стандарта и социально-личностного развития учащихся.
Глубина раскрытия темы проекта.
Проект представлен в виде целостной, непрерывной системы деятельности детского сада, семьи, социальных партнеров, общественности посёлка Куйтун по формированию социально-личностных качеств, необходимых для жителей сельской местности.

Гипотеза: патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного района будет эффективной при и выполнении следующих педагогических условий:
– компетентность педагогов и родителей;
– взаимосвязь с социальными партнёрами.
Проблема: наше сегодняшнее подрастающее поколение недостаточно информированы о прошлом нашего родного района;
– выпускники наших школ 78% покидают наш родной район и не возвращаются;
– сельские деревни исчезают полностью;
– труд земледельца, труженика, хозяина земли мало знаком воспитанникам;
– дети только через картины узнают от куда пришёл хлеб на стол.

Сведения о проекте
Тема проекта: «Живи село родное!»»
Вид проекта: информационный, практически – аналитический
По содержанию: воспитывающий.
По числу участников проекта: групповой (20 человек, все желающие).
По времени проведения: долгосрочный (1 год).
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Автор проекта: старший воспитатель – Шевченко Раиса Григорьевна
Инновационная группа: заведующая МКДОУ «Незабудка», педагоги, воспитанники (5-6 лет), родители (законные представители) воспитанников, социальные партнеры

Цель проекта: Привлечение воспитанников к выращиванию зерновых культур и оказание помощи взрослом;
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами в сельской местности необходимыми для трудовой деятельности;
2. Вызвать интерес к результатам трудовых действий, участвовать в выполнении трудовых поручений;
3. Формировать представления об уходе за зерновыми культурами: полив, подкормка;
4. Воспитывать интерес детей к труду в сельской местности.
.
Первый этап – Подготовительный (февраль 2020 г.)
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Второй этап – Основной (май-сентябрь 2020г.)
Цель: апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с трудом жителей села.
Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного посёлка.
– воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, посёлку;
– развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего села;
– приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям т.д.;
– развивать чувства ответственности и гордости за возрождения сёл
Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста.
Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников.
Третий этап – Заключительный ( октябрь – декабрь 2020г.)
Цель: обобщение полученного опыта.
Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области знаний своего родного посёлка;
– закрепить знания о труде на селе,
– упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.

Аналитический отчет о проделанной работе
Участие в конкурсе рисунков «Золотая рожь».
Участие коллектива в инновационной площадке «Агробизнес»
Проведение в ДОУ «Незабудка» – «Ярмарка 2020 год»
Образовательные области интеграции:
«Физическое развитие»
«Социально – коммуникативное»
«Познавательное развитие»
«Художественно – эстетическое»
«Речевое развитие»

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
Дети:
1.Получают и закрепляют необходимые умения и навыки труда сельского труженика.
2.Охотно выполняют трудовые поручения.
3.Участвуют в совместной трудовой деятельности.
4.Развивают познавательный интерес по теме проекта (зерно, овёс, ячмень).
Педагоги:
1. Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы;
2. Эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников;
3. Учить создавать эстетическую красоту своего родного уголка.
Родители:
1.Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада, соц. партнёрами.
2. Помогают педагогам подготавливать материал для обучения своих детей.
3. Создают тесную связь с детским садом через проектную деятельность и совместные мероприятия;
3.За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.
4. Индивидуализация образовательного процесса (дифференцированная работа, педагогическая поддержка одарённых детей)
5. Через воспитательную деятельность (участие в конкурсах, проблемно-тематические дни, коллективно-творческие дела, родительские университеты и т.д.), социально-профессиональную практику;
6. Через интегрированную деятельность (проектная деятельность, методические разработки по данной теме, мастер -класс).

Перспективный план реализации проекта.
Тематическое планирование по проектной деятельности
на 2020 учебный год.
I этап- Подготовительный (апрель- май 2020 год)
1. Изучение литературы, диагностика уровня знаний детей о родном посёлке.
2. Разработка картотеки по ознакомлению с родным посёлком и трудом сельского жителя.
3. Изучение уровня родительской компетентности в вопросах ознакомления с родным краем.
4.Донести до участников проекта важность данной темы
5.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу
6.Подобрать материал по продуктивной деятельности: семеня: ячмень, овёс, пшеница, чернозём, пиломатериал, фанера.
7.Составить тематический план мероприятий по работе с родителями и детьми

II этап – основной
Вид деятельности Цель Ответственные Образовательные области Сроки
Коммуникация Беседа: «Люблю тебя мой район родной»

Развитие речи
Рассматривание карты Куйтунский район
местонахождение малой Родины посёлка Куйтун

Экскурсия в музей истории родного посёлка

Социализация
Д/игра «Узнай флаг Куйтуна

Формировать первоначальное представление о районе, его истории.
Воспитывать любовь к родному посёлку.

Учить находить местоположение малой Родины, прививать любовь к родному посёлку

Расширить знания детей об истории быта наших земляков

Расширять знания детей о символике Куйтунского района
Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель
Познание, чтение художественной литературы

Коммуникация
Социализация

коммуникация
музыка

Художественное творчество
познание

игра «Родной посёлок» (конструирование) Май
2-я неделя

Коммуникация
Беседа: «Мое село» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям)

Познание
Целевая прогулка на вспаханное поле

Познание
Коммуникация
Социализация
Рассматривание семян пшеницы, ржи, овса.

Проращивание зерна

Рассказать детям о местоположении, особенности застройки, истории возникновения посёлка, о первых переселенцах.

Расширять представления детей о достопримечательностях, нашей природы

Зарисовка семян
Учить в рисунках передавать отличия зерновых семян

Проведение лабораторных исследовательской деятельности Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Познание, чтение художественной литературы

коммуникация

художественное творчество

коммуникация

художественное творчество

социализация 3 неделя

Коммуникация
Беседа «Я люблю свой район, где я живу» Беседа о труженика села

Проведение дидактических игр
Д/игры «Узнай колосок»»
«Узнай профессию по описанию»

Работа в уголке родного края
Познакомить детей с профессией тракторист
Объяснить значимость этой профессии для сельского жителя

Развивать интерес играм, учить разыгрывать несложные игровые сюжеты

Приготовление земли к посадке зерновых культур(вспашка земли) Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель
Коммуникация, Познание
Чтение художественной литературы

Познание, коммуникация,
Социализация

Познание, коммуникация,
Социализация

Социализация

4– я неделя
Коммуникация Постройка стайки для «домашних животных»

Целевая прогулка к севу на полях
Знакомство с профессией тракториста, пахаря.

Дидактические игры
Д/игра «Назови транспорт села» «Собери машину»

Рассматривание колосков

Сюжетно – ролевые игры «Хозяйственный двор»
«Огород»
«Доярка»
«Трактористы»

Ухаживание за садовыми, клумбовыми цветами

Из фанеры вырезать домашних животных для сельского дворика

Наблюдение за тракторами, как они помогают жить человеку в сельской местности

Расширять знания детей о транспорте села,
Учить собирать разрезные картинки 4-6 частей

Уточнять и обогащать знания детей об истории родного края, об истории села.

Учить детей находить сходство и различие колосков

Закреплять знание о селе

Формировать умение поливать, рыхлить землю у цветов Воспитатель
Социальные партнёры

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель, родители

воспитатель познание

социализация
коммуникация
Чтение художественной литературы

Социализация.
коммуникация

Чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье
Социализация

Социализация, коммуникация, познавательное

Социализация, коммуникация, познавательное
Игровая

Социализация, коммуникация, познавательное
игровая 5-неделя

III этап- заключительный
1

2.
Непосредственно-образовательная деятельность
«Живи земля родная»-итоговое мероприятие
Создание презентации по теме проекта
Вывод по итогам работы над проектом. Обогащение личного опыта детей о социально значимых объектах поселка (тракторист, комбайнёр, водитель)
Расширять активный и пассивный словарь: активизация фразовой монологической речи

Обобщить работу над проектом

Представить творческий отчёт о проделанной работе в форме электронной презентации Воспитатель, дети

Воспитатель, дети, родители, социальные партнёры.

Выводы по работе над проектом:
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации»
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовать формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшиться дружеские взаимоотношения.
А главную цель привития любви к родной земле, к труженику села – будет достигнута через игровые приёмы, экспериментирование, наблюдения, анализ, сравнения.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
– проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
– способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
– воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
– получат возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
– смогут реализовать свои творческие способности.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию , восстановить сельское хозяйство.
Наш проект направлен на то чтобы, дети любили свой посёлок и проявляли желания трудиться на родной земле, которая кормит и одевает.

.
Литература

1.Алёшина. Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Н.В. Алёшина « Патриотическое воспитание дошкольников»
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». 2015г.
4. « Воспитание у дошкольников любви к малой родине » «Традиция» 2007г.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с
6.Казакова И.К. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
7.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.2.
8.Интернет ресурсы

Проект Живи село родное!.docx