Автор: Тевс Марина Александровна
Методический инструментарий для диагностики суицидального риска.
Основные направления диагностического обследования:
· Диагностика личностных особенностей подростков;
· Диагностика семейных отношений;
· Диагностика склонности к суициду.
Диагностика личностных особенностей:
1. Акцентуации характера («Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко (для подростков 14-18 лет)
2. Характерологический опросник К.Леонгарда, опросник Г.Шмишека (вариант для подростков в модификации И.В.Крук)
3. Исследование самооценки (методика Т.В. Дембо – С.Я.Рубинштейн в модификации А.Н. Прихожан (для уч-ся 6-11 классов); Тест – опросник самоотношенияВ.В.Столин, С.Р.Пантелеев)
4. Социометрия
5. Тест фрустрационной толерантности С.Розенцвейга (детский вариант (4-13лет), взрослый (с 15 лет)
6. Диагностика уровня агрессии Басса-Дарки (с 14 лет)
7. Диагностика мотивационно-потребностной сферы (тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, диагностика степени готовности к риску (А.М. Шуберт); Мотивация к избеганию неудач (опросник Т.Элерса); Мотивация успеха и боязнь неудачи (А.А.Реан)
8. СПА (социально-психологическая адаптация К.Роджерса – Р. Даймонда) в адаптации Т.В. Снегиревой (для подростков с 12лет)
9. Диагностика эмоционального состояния: шкала депрессии и шкала безнадежности А.Т. Бека; опросник Ч.Д. Спилберга (модификация Ю.Л. Ханина); Цветовой тест М. Люшера; Опросник САН.
Диагностика семейных отношений:
1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом
2. Рисунок семьи
3. Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер)
4. Подростки о родителях (ПоР) (в адаптации Л.И. Вассермана и др.) для подростков 13-18 лет)
Диагностика склонности к суициду:
1. Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП А.Н. Орел) для подростков 14-17 лет
2. Опросник суицидального риска (ОСР) модификация Т.Н. Разуваевой, для учащихся 8-11 классов
3. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) для учащихся 5-11 классов
4. Карта риска суицида (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)
5. Диагностическая анкета критических ситуаций подростков Л.Б. Шнейдер, для старших школьников.
6. Проективные методики: методика Р. Сильвера «Нарисуй историю»; Метод незаконченных предложений С.И. Подмазина; методика «Ассоциации»; Тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королева и др.
В работе специалистов методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования. При этом психолог разрабатывает свой комплекс методик для разностороннего изучения аспектов личности и выявления подростков группы риска. Методики интерпретируются и анализируются во взаимосвязи друг с другом, нельзя строить выводы изолированно, только на основании одной из них.