МБДОУ №35 Приморский край г.Фокино(пгт.Дунай)

Автор: Штанкова Лариса Леонидовна
Разработка НОД в форме тематического клубного часа для воспитанников старшей группы ДОУ.
«Знакомьтесь, Приморье!»
Цель: Знакомство воспитанников с Приморским краем, с его животным и растительным миром; разъяснение соотношения понятий «страна – край».
Задачи:
Познакомить детей с Приморским краем; формировать знания у детей об их крае, о растительном и животном мире Приморья.
Развить познавательные процессы и интерес, пытливость ума у детей, любознательность в отношении флоры и фауны Приморского края;
Уточнять и обогащать активный словарный запас и корригировать память, внимание, воображение, восприятие, мышление, творчество.
Воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю, к его жителям и природе;
Материал и оборудование:
Тема НОД – «Знакомьтесь, Приморье!»;
Физическая карта России;
Увеличенная рельефная карта Приморского края
Уменьшенная рельефная карта Приморского края по количеству детей;
Книги для выставки о Приморском крае;
Активизация словаря: Москва; Владивосток; Дунай; Озеро Ханка; Горы Сихотэ–Алинь; Приморский край = Приморье. Фотографии птиц (Аист; Утка-мандаринка; Ибис; Орел; Сова; Фазан).
Фотографии животных (Лиса; Рысь; Медведь – белогрудка (гималайский); Леопард; Пятнистый олень; Черепаха; Тигр).
Фотографии растений (Орех маньчжурский; Женьшень; Виноград; Лимонник; Кедр; Музыкальное сопровождение для чтеца стихотворения-гимна о Приморском крае;
Запись шума леса и звуков природы;
Магнитофон;
Герб Приморского края
Флаг Приморского края
Маска (шапочка) тигра
Ход НОД:
Воспитатель:
Начинаем наш клубный час.
Сейчас я прочту стихотворение Степана Смолякова, послушайте его внимательно.

Край мой любимый,
С туманными далями,
С шумной тайгою,
С болотными реками…
Сколько бы разных земель
Не видали мы –
Нет тебя лучше,
Красивей и ласковей.

А как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
Ответы детей.
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с нашим Приморским краем! Но сначала скажите, как называется наша страна?
Ответы детей.

Воспитатель:
Да, ребята! И наша страна является самой большой среди всех стран в мире! Вот она на карте. (Показать на карте России). Посмотрите, какая она большая!
А Приморский край – это часть нашей страны (Показать на карте России). Назван наш край потому приморским, что он находится при море, то есть рядом с морем. И хоть на карте наш край кажется маленьким по сравнению с нашей великой страной, на самом деле он очень большой (Показать на рельефную карту Приморского края).
Чтение стихотворения о Приморском крае. Малов В. «Приморье»

Край таежный – Приморье, –
Спор равнины и гор;
Голубое приволье –
Океанский простор.
Здесь – России начало,
Утра здесь позолота,
Это место причала
Океанского флота.
Как венком повелики,
Сетью мифов увитый
Край тайги многоликий
И глухой, и открытый;
В нем контрасты стихии
Необычны и дивны:
И морозы лихие,
И тайфунные ливни;
И природные игры
Экзотически шалы:
Тут амурские тигры,
Леопарды, горалы.
Под зонтами аралий
Для внимательных глаз
Зашифрован маралий
Клинописный рассказ.
В дебрях края реликты
Помнят жаркие страны:
Белокорые пихты
Обнимают лианы;
Виноградные лозы
Хоть и грезят о юге,
Но отважно морозы
Переносят и вьюги.
Заповедно, укромно,
Где царит полутень
Набирается дремно
Сил волшебных женьшень.
Корнем жизни издревле
Он в народе слывет,
Явью это поверье
В нашем крае живет.
Край таежный – приморье, –
Спор равнины и гор;
Голубое приволье –
Океанский простор.

Приморье // Малов В. Русь моя: стихи. – Владивосток, 2010.

Воспитатель:
Таков наш край! Он удивительный! Много песен, рассказов, стихотворений, книг написано о нем! Некоторые из них представлены на нашей выставке (показать). У нашей родины России есть главный город – столица нашей страны. Как она называется?
Ответы детей.
Если дети затрудняются, назвать и показать на карте России Москву.
Воспитатель:
А у нашего края тоже есть столица. Кто знает, как она называется?
Ответы детей.
Воспитатель:
Есть на этой карте и поселок, где живем мы с вами. Как называется наш поселок?
Ответы детей.
Воспитатель:
Дунай, это наша «малая родина» (Показать на карте). Хочу обратить ваше внимание на столы нашего клуба. На столах лежат уменьшенные копии карты нашего родного Приморского края. Давайте подойдем, остановимся у карт и посмотрим внимательно на карту. А как вы думаете, почему некоторая часть карты Приморского края выделена зеленым цветом, а часть желтым, даже коричневым?
Ответы детей.
Воспитатель:
Просто, ребята, так цветом выделяют на картах ровные земли и горы. Зеленый – это поля, а желтые – это горы. А если есть коричневый, значит, тут отмечена самая высокая гора. Посмотрите, какое наше Приморье! На его территории есть и равнины и горы, очень много гор. Они называются Сихотэ–Алинь.
Есть на территории Приморья и одно из самых больших озер России – это озеро Ханка. Обратить внимание на слайд с озером Ханка. На этом озере растут лотосы. А вы знаете на каком озере растут еще лотосы?
Ответы детей.
Воспитатель: Многие жители нашего поселка и нашего края приезжают на остров Путятин во время цветения лотосов и посещают озеро Гусиное.
Велико и богато наше Приморье! И чего здесь только нет! (Включается запись шума моря, леса, звуков природы.)
Существует такая легенда о сотворении Приморского края, будто Господь во время сотворения мира позабыл про край наш Приморский. И вспомнил о нем только на седьмой день. Тогда он собрал все имевшиеся остатки и бросил их на Уссурийский край (так раньше называлось Приморье). И потому-то здесь смешано все: флора и фауна северных и тропических стран и все виды богатств земли. Да, многое краю нашему было дано из тех поскребышей, остатков, значит!
Лигин Ю. На Дальнем Востоке. – М., 1913.
А может, так оно и было?! (Запись звуков природы выключается.)
У нас растет великое многообразие видов деревьев, кустарников, трав. Это знаменитый орех маньчжурский (показать), багульник (показать). Это ценный женьшень (показать) и лотос, что растет на воде (показать). Это дикий виноград (показать), лимонник (показать) и красавец-кедр (показать).
Воспитатель:
Одним из сокровищ Приморья является животный мир. В Приморском крае водится много различных животных. Например, лиса (показать), рысь (показать), медведь с белой грудкой (показать). Это редкий леопард (показать), пятнистый олень (показать), даже черепаха (показать) и главный хозяин тайги тигр (показать).
Физминутка – игра «Вышел тигр погулять».
Выбирается из детей «тигр» посредством считалки «1,2,3,4,5 – вышел тигр погулять». Он стоит спиной к остальным детям («в домике»). Дети стоят позади «тигра», проговаривая четко стихотворение.
1,2,3,4,5 – вышел тигр погулять.
запереть его забыли 1, 2,3,4,5.
Он по улице идет,
Ни к кому не пристает,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.
Как только тигр повернулся, все наоборот должны отвернуться, либо закрыть лицо руками, показывая, что они спрятались от тигра. Кто не спрятался, занимает место водящего – «тигра».
Игра повторяется 2-3 раза. После все возвращаются на свои места.
Воспитатель:
А вы знаете, что Тигр несмотря на то, что он большой и сильный зверь, но он нуждается в нашей с вами помощи. В наше время амурский тигр занесен в Красную книгу и охраняется государством
Тигр, ребята, является символом нашего края и поэтому его изображают на гербе (показать) и флаге (показать) Приморского края.
Богат наш край и птицами. Какие-то из них зимуют, какие-то прилетают к нам вить гнезда и выводить птенцов. Назову лишь несколько видов. Это аист (показать). Это утка-мандаринка (показать). Это ибис (показать), орел (показать), сова (показать), фазан (показать).

Воспитатель:
Наш край славится всеми своими богатствами. Например, знали ли вы, что в Приморье добывают золото?
Ответы детей.
Воспитатель:
Итак, наше богатство – это наша природа: птицы, животные, растения. Многие из них встречаются только в Приморском крае и находятся под охраной, как очень редкие виды. Назовите, какое животное или птица вам запомнились?
Ответы детей.
Воспитатель:
Когда мы знакомились с картой нашего края, вы обратили внимание, что она пуста и на ней нет ничего, кроме названий гор Сихотэ-Алинь, озера Ханки, столицы края города Владивостока и нашего поселка Дунай.
Ответы детей.
Воспитатель:
У вас на столах есть картинки с изображениями птиц, животных, растений.
Воспитатель:
Давайте заселим наш край!
Дети с помощью воспитателя приклеивают (прикрепляют на магниты) на карту Приморского края изображения животных, растений, птиц,
Воспитатель:
Посмотрите, как ожила карта нашего края, как богато наше Приморье! Но все же, ребята, главное богатство нашего края – это люди, которые живут и работают здесь. Это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Это мы с вами. Можете ли вы гордиться тем, что живете в Приморском крае? Почему? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель:
Наш клубный час подошел к концу. На следующих занятиях мы более подробно будем знакомиться и с животными, и с растениями, и с птицами и со всем, что есть в нашем крае. И в заключение хочу вам прочитать стихотворение нашей дунайской поэтессы Ольги Утюжниковой, воспевающей наш поселок «Поселок у моря».
Здесь зорька тихо светит,
Гуляет в рощах ветер,
И синие туманы
Плывут в рассветной мгле.
Стоит, с ветрами споря,
Поселок мой у моря.
Сто лет стоит. И век седой
В морскую даль глядит.

Когда-то издалека
Сюда, на край Востока,
Из глубины России
Пришли наши деды.
В честь синего Дуная
Переселенцы края
Поселок свой у моря
Дунаем нарекли.
Сто лет Дунаю нашему
Сегодня все мы празднуем.
И пусть живем мы просто,
Спасибо говорим
Отцам и нашим дедам
За волю их к победам,
И верим, что Дунай свой
Мы снова возродим.

Дунай, Дунай, принимай
От нас твой подарок.
Из песен мы сплели венок,
Пусть будет красив он и ярок.

Разработка НОД в форме клубного часа для воспитанников старшей группы.docx