Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

Автор: Золотарёва Надежда Семёновна
Картотека дидактических игр по ФЭМП
№ Карточ
ки
Название игры
Цель игры
Материал игры
Ход игры
1 «Геометрические фигуры»
Ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. д. из геометрических фигур. После беседы по картинкам, попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник) затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное».
2 «Найди и назови фигуру»
Упражнять детей в знании геометрических фигур.
Карточки с изображением геометрических фигур.
Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.
3 «Флажки и гирлянды»
Развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.
Карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.
Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
4 «Куриное семейство»
Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей. Сюжетная картинка с изображением куриного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.
Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку
(заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве.
5 «Паруса»
Познакомить детей с формой
«треугольник», развивать мышление. Сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал.
6 «Выкладывание картинок»
Развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур. Карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.

7 «Конструирование по схеме» Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Карточки с контурными схемами, детали строителя. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

8 «Конструируем из палочек»
Закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. Карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
9 «Найди фигуру»
Ознакомление детей с названиями геометрических фигур,
познакомить с конусом, цилиндром и призмой. Набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.
10 «Найди пару»
Развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур. Карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.
11 «Построй по схеме»
Учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы. Схемы построек, строительный набор. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
12 «Накладываем детали»
Учить детей выкладывать изображения способом накладывания. Карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).
13 «Выкладывание фигур»
Упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы. Карты-схемы изображений, строительный набор. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: \» Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?\»
14 «Найди лишнее»
Развивать логическое мышление дошкольников. Карточки с изображением геометрических фигур. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.
15 «На что похоже?»
Развивать наглядно — образное мышление детей. Набор плоскостных геометрических фигур. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар — колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т. д.
16 «Конструируем из палочек»
Развитие логического умения детей. Палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части.
Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
17 «Сопоставь» Развитие логического мышления дошкольников. Рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др., ) на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру «На что похоже?» — отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.
18 «Вспомни, на что похоже»
Упражнять детей в назывании геометрических фигур. Карточки с изображением геометрических фигур. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.
19 «Посчитай и сконструируй»
Развитие логического мышления дошкольников. карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.
20 «Обустрой комнату»
Развитие логического мышления дошкольников. Лист бумаги (35* 45см, строительный набор, плоскостные геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты, оставив промежутки для окна и двери). После того как дети сделают это, вынимает лист и кладет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат — табуретка, прямоугольник — кровать и т. д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней «мебель» в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.
21 «Соотношение геометрических тел и фигур»
учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора. Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой. Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали.
22 «Накладываем детали»
развитие логического мышления дошкольников. карточки схемы, строительные детали. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой — строительные детали, которые следует отобрать для решения данной задачи.
Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.
23 «Назови форму предмета»
Закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном. Фишки. Дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.
24 «Назови величину»
формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины. Картинки с изображением предметов разной величины. Карандаш. Стрелка. Дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий. В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка, и называют величину предметов.
25 «Кто больше запомнит». Закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память. В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
26 «Коробочки»
Развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание. Мелкие игрушки. 4 коробочки, поднос, Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.
27 «Подбери предмет по цвету»
Закреплять умение соотносить цвет, как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве. Карта с кружками разного цвета, стрелка. Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета. В середине карты –стрелка. Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком.
Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.
28 «Разложи, как я скажу»
Развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве. Разные геометрические фигуры. Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).
29 «Что в левой, что в правой руке?».
Закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память. Картинки 2 одинаковые по сюжету. Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева — оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.
30 «Раз, два, три. как ты шел — назови».
Развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ). Лабиринт нарисованный. Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: «С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три — как ты шел, назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик
шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.
Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.
31 «Двенадцать месяцев».
Развивать ориентировку во времени (названиях месяцев, временах года) слуховое внимание. Карточки от 1 до 12. Педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц — как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц — как тебя зовут?» «Шестой месяц. А тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку — на обратной стороне написать первую букву месяца.

2.ПамятКартотек дид игФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *