Использование методов и приемов личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

Автор: Селянина Зульфира Радисовна
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, – мечта любого учителя.
В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель – создание условий для познавательной активности учеников.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, которые применяю я в своей работе.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления, делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы.
Прежде чем начать работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе, пытаюсь выяснить, что же знают учащиеся о героическом событии русской истории, о котором рассказывает в своем произведении поэт, и о его героях.
В результате короткого общения с учащимися выясняем, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало. Это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда
Доклад по ЛОО.doc