ИКТ как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Автор: Бердникова Людмила Николаевна
Сущность работы учителя состоит в создании таких условий на уроке, при которых ученик сам будет активным созидателем своих знаний, выберет уровень достижения результатов образовательной деятельности, что позволит развить ему познавательный интерес, сформировать коммуникативно-информационную компетентность, будет способствовать развитию самооценки, самоанализа.
Оптимальным подходом для формирования и развития названных критериев и качеств является системно-деятельностный подход, при котором ученик сам является активным созидателем своего собственного знания. Одним из путей создания условий системно-деятельностного подхода является использование информационно-коммуникационных технологий.
Бесспорным является утверждение, что использование ИКТ эффективно влияет на повышение интереса к обучению как на одном уроке, так и в системе занятий.
Презентации уместны на уроке любого типа. Они помогут создать проблемную ситуацию, провести орфографическую, словарно-стилистическую работу, подготовить детей к написанию сочинения, организовать самостоятельную работу, а затем самопроверку или взаимопроверку.
Теоретически возможно провести весь урок с опорой на презентацию, но всё же предпочтительнее её фрагментарное использование – нельзя забывать о гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, которые устанавливают длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств.На современном этапе развития образования невозможно обойтись без информационных технологий на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, технологии, русского языка в начальной школе.
А также широко используются ИКТ в начальной школе при проведении физкультминуток и динамических пауз.Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия (\»Я это видел!\»), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Таким образом, использование ИКТ как средство реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников обеспечивает оптимальные условия развития познавательной активности учащихся через больший акцент на самостоятельную работу школьников, обязательную компьютерную компетентность учащихся и учителя, изменение роли учителя: учитель — консультант, помощник.

Материал для печати.doc