«Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников»

Автор: Вагапова Эльвира Радиковна
Доклад
на РМО учителей – логопедов
Тема: «Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников»
Актуальность

«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание –
основа здоровья и долголетия».
К.С. Станиславский
У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.
Цель:
 формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений
Задачи:
 Способствовать увеличению объема дыхания;
 Развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю в нужное направление;
 Активизировать работу мышц губ.
Параметры правильного ротового выдоха:
 выдоху предшествует сильный вдох через нос;
 выдох происходит плавно, а не толчками;
 во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; первое время можно придерживать щеки ладонями;
 во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
 во время упражнений нет напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались;
 выдыхать следует, пока не закончится воздух;
 во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Правила проведения игровых упражнений
 Подгруппы (не более 4-6 детей), индивидуально;
 2-3 раза в неделю,
 Четкое объяснение и показ логопеда
 Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
 Не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия.
 Темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
 Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
 Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
 Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
 Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
 Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
 Дидактический материал должен быть легким и безопасным.
 В целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями.

Требования к Дидактическим играм
 Четкость и определенность цели и направленность игры;
 Соответствие решаемым задачам;
 Значимость игрового результата для участников и организаторов игры;
 Посильность игровых действий, характеру сложности;
 Понятность и доступность замысла игры;
 Стимулирующий характер игры;
 Соответствие требованиям безопасности.
Упражнения для отработки правильного произношения
звуков и слогов:
Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
«А-а-а!» – плачет малыш;
«У-у-у!» – летит самолет;
«Ы-ы-ы!» – гудит пароход;
«О-о-о» – вздыхает зайка;
«Ф-ф-ф» – сдувается шарик;
«Ш-ш-ш» – шипит змея;
«С-с-с» – работает насос;
«Би-би!» – сигналит машина;
«Ту-ту» – едет паровоз;
«Ля-ля-ля» – поёт кукла;
«Топ-топ-топ» – идет мишка;
«Кап-кап-кап» – какает дождь

Дидактическое пособие
«Прожорливые фрукты»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Задачи:
способствовать увеличению объёма дыхания;
развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;
активизировать работу мышц губ.
Материал: фигурки фруктов, шарики из пенопласта (ваты, салфетки).
Ходигры: Предложить ребенку «накормить» фрукты. Можно играть по очереди или устроить соревнование.

Дидактическое пособие «Солнышко и облака»
Цель: формирование правильного плавного длительного выдоха.
Оборудование: Рисунок улыбающегося солнышка, бумажные облака.
Ходигры: Педагог объясняет, что солнышко пропало, оно не улыбается, надо ему помочь. Для этого нужно подуть на облака, чтобы солнышко появилось. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на облака и открывают солнышко.

Дидактическое пособие
«Бабочки и стрекозы на цветах»
Цель: формирование длительного непрерывного выдоха.
Материал: яркие бумажные бабочки и стрекозы, прикрепленные на нитке к картинке с цветами.
Ходигры: Показать ребенку насекомых, которые вырезаны из легкой бумаги и прикреплены на нитку. Предложить ребенку подуть на них, чтобы они улетели с цветков. Затем можно посадить бабочек и стрекоз обратно.
Усложнение: привязать бабочек на разные нитки и поиграть «кто из бабочек дальше улетит».

Дидактическое пособие «Воздушный футбол»
Цель: формирование произвольного направленного выдоха, активация губных мышц.
Материал: Макет футбольного поля, бумажный мячик.
Ходигры: Предложить ребенку «забить» мяч в ворота. Можно катать мяч по очереди.
Усложнение: Предложить детям поиграть в футбол с бумажным мячом друг против друга.

Дидактическое пособие
«Варежка со снежинкой»
Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.
Оборудование: Варежка из плотного картона, снежинка из тонкой бумаги, привязанная к варежке ниткой.
Ходигры: Ребенок держит перед собой варежку и методом поддувания пытается сдуть снежинку с варежки. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой.

Дидактическое пособие «Танцующая бабочка»
Цель: формирование произвольного направленного выдоха, активация губных мышц.
Материал: тренажер вертушка с бабочкой на нитке;
Ход игры: Рассказать ребенку о том, что бабочка умеет танцевать. Но для того, чтобы она танцевала, нужно, чтобы на нее подул ветерок. Предложить ребенку подуть на бабочку и понаблюдать как она танцует на ниточке.

Дидактическое пособие « Листочки на дереве»
Цель: формирование плавного свободного выдоха; активация мышц губ.
Материал: рисунок дерева, листочки маленького размера вырезанные из тонкой бумаги.
Ход игры: Предложить ребенку устроить листопад из листьев. Для этого все листья сдуть с дерева.
Усложнение: потребуется ведерко. На уровне лица ребенка разложить листья, рядом с рисунком дерева расположить ведерко. Нужно «задуть» все листья в ведерко.

Заключение
 Дыхание детей дошкольного возраста формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в образовательный процесс работы над дыханием.
 Целенаправленное формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием различного дидактического материала.
 Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.
 Используя данные дидактические пособия, возможно проводить работу над речевым дыханием в виде дыхательных игр и упражнений с целью общего оздоровления и развития детей, начиная с трех лет.

доклад Вагапова Э.Р..docx