ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Автор: Майдибор Елена Сергеевна
Актуальность. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одной из первых задач ставится формирование универсальных учебных действий, а также развитие у младших школьников умения учиться. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Это можно успешно решать через технологию нестандартных форм обучения и воспитания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения является одной из важных проблем стандарта второго поколения. Предмет «Литературное чтение» формирует функциональную грамотность, общеучебные навыки чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Но в настоящее время интерес детей к чтению угасает, и увеличивается интерес к телевидению, фильмам, видео и Интернету, которые вытесняют литературное чтение. Учащийся, который не умеет читать или плохо читает, не сможет успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения, которые могут привести к неуспеваемости. [1]
Поэтому перед каждым учителем стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое, научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме традиционных типов уроков у нас есть нестандартные уроки — это уроки, которые имеют нестандартную структуру.
Нестандартный урок – это импровизация учебного материала. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и предметные связи, опорные сигналы, конспекты.
Цель исследования – теоретически обосновать необходимость проводить уроки в нестандартной форме, разработать конспекты уроков литературного чтения и апробировать на практике.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения предмету «Литературное чтение»;
2. Рассмотреть и изучить процесс формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе с применением нестандартных форм.
3. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
4. Разработать и апробировать серию уроков в нестандартных формах с целью формирования познавательных УУД у учащихся 4 класса.
Объект исследования– процесс формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения.
Предмет исследования– нестандартные формы проведения уроков литературного чтения.
Гипотеза: если проводить уроки литературного чтения в нестандартных формах, то процесс формирования познавательных УУД у младших школьников будет более эффективен.
Методы исследования- анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа, диагностирование.
Теоретическая и практическая значимость проекта: опыт работы формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения может быть использован учителями начальных классов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Г.С. Абрамова, Б.С. Волков, И.М. Осмоловская); идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Л.С. Выготский, О.Ю. Ефремов, В.И. Загвязинский); теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности учащихся (Г.Н. Ковалева, С.В. Герасимов).
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Диплом Гришкина.docx