Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.

Автор: Лысенко Оксана Валерьевна
Грамотность чтения – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможности, активного участия в жизни общества (уметь размышлять о содержании текста, о возможности использования его содержания в разных ситуациях деятельности и общения).
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
1. Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;
Поиск информации – это то место в тексте, где эта информация содержится. При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Чаще всего нужная информация содержится в какой то одной части текста, иногда она занимает несколько предложений, несколько клеточек таблицы, несколько строк списка.
Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в явном виде.
2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
Интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. Для ответа на вопрос обучающимся приходится делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений до частей составных текстов. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, например, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи. И связывание отдельных частей текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста.
3. Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте.
Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять или предполагать. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими вне текстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать свою точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте.

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.docx