Автор: Москович Ирина Станиславовна
Занятие 1 .
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ¬нение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, машина; играть, беречь, ло¬мать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный). Обеспечение целостного восприятия карти¬ны. Обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдель¬ным эпизодам картины.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений, зритель¬ного восприятия и внимания, речевого слуха, общей моторики и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив¬ности.
Оборудование. Картина О. Р. Гофман «Дочки-матери», игруш¬ки, названия которых начинаются со звуков [к] и [г].
Предварительная работа. Проведение игр «Дочки-матери» и «Хозяюшки», разучивание упражнения «Мячик».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических пред¬ставлений. Объявление темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и пред¬лагает им приготовиться к занятию.
Логопед. Встаньте около стульчиков, внимательно посмот¬рите вокруг, найдите в кабинете игры и игрушки, названия кото¬рых начинаются со звука [к].
1-й р е б е н о к. Кукла
2-й ребенок. Кубики.
3-й ребенок. Конструктор.
4-й ребенок. Клоун.
Логопед. Молодцы. А теперь попробуйте найти игры и иг¬рушки, в названиях которых есть звук [г].
1 -й р е б е н о к. Городки.
2-й ребенок. Гусли.
3-й ребенок. Гномик.
4-й ребенок. Гусь.
Логопед. Отлично справились с заданием. Садитесь. А те¬перь расскажите, для чего вам нужны игрушки.
Дети. Игрушки нужны для того, чтобы в них играть.
Логопед. Верно. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках, рассмотрим картину «Дочки-матери» и составим рассказ по ней.
2. Чтение логопедом стихотворения Б. Заходера «Игрушки». [Создание эмоционального фона восприятия картины.]
Логопед выразительно читает стихотворение.
Дети любят игрушки —
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто
Это не все
Замечают…
Мы молчим, мы не хнычем,
Когда нас бросают, —
Мы ведь знаем, что слезы
От бед не спасают…
Не заметишь обиды
По нашему виду —
Мы ребятам прощаем
Любую обиду!..
Оттого-то, наверное,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют,
Скучают…
Оттого-то не знают
(И знать не хотят),
Как мы верно и преданно
Любим ребят.
Логопед. Вы внимательно послушали стихотворение. Ска¬жите, как нужно относиться к игрушкам?
Дети. Нужно их беречь, не ломать, не бросать. Игрушки любят, когда в них играют.
Логопед. Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, как дети играют с игрушками.
3. Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие зритель¬ного внимания, восприятия, диалогической речи.]
Логопед помещает на мольберт картину и дает детям одну ми¬нуту для свободного рассматривания, а потом организует беседу.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. На картине нарисованы дети.
Логопед. Что они делают?
Дети. Играют в дочки-матери.
Логопед. Посмотрите на детей, которых художник нарисо¬вал в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что делают. >
1 -й р е б е н о к. Девочка в пестром платье разговаривает с мальчиком.
2-й ребенок. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла.
3-й ребенок. На поводке девочка держит мехового щенка.
4-й ребенок. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговари¬вает по мобильному телефону. Он держит в руке дипломат.
Логопед. Как вы думаете, кого изображают эти дети? В какую игру они играют?
Дети. Они играют в дочки-матери. Девочка — это мама, а мальчик — папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы.
Логопед. Посмотрите на девочку в розовой кофточке и го¬лубой юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится.
1-й р е б е н о к. Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда.
2-й ребенок. Девочка — это мама, а кукла — ее дочка.
3-й ребенок. Они сидят в кукольной кухне.
4-й р е б е н о к. На кухне стоит разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка может при¬готовить обед для куклы, своей дочки.
Логопед. Еще одну девочку мы видим на заднем плане кар¬тины. Где она находится? Как он одета? Что она делает?
1-й ребенок. Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки.
2-й ребенок. Она держит на руках куклу и поет ей колыбель¬ную песенку.
3-й ребенок. Девочка убаюкает куклу и уложит ее в кроватку.
Логопед. Как вы думаете, детям нравится играть в дочки-матери?
4-й ребенок. Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляска, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В ком¬нате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают, как можно играть с куклами.
Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а те¬перь давайте отдохнем.
4. Физкультурная пауза «Мячик». [Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи сдвижением.]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.
Раз, два, прыгай, мячик. По два прыжка на носках на каждую
Раз, два, и мы поскачем. строку, держат руки на поясе.
Девочки и мальчики Прыгают, как мячики.
5. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и словах с ними. Отраженное проговаривание слогов и слов вслед за логопедом.]
Логопед убирает мяч и приглашает детей к зеркалу. Дети под руководством логопеда выполняют два-три упражнения из гимна¬стики для шипящих звуков.
Логопед. Давайте еще раз поиграем в игру «Повтори за мной». Проверьте положение языка за верхними зубами. Края «чашечки» должны быть хорошо прижаты к зубам. Я буду прого¬варивать слоги и слова, а вы будете повторять их за мной.
Логопед проговаривает цепочки слогов и слова\’ (см. Н.В.Нищева «Будем говорить правильно», или ), дети по очереди повторяют их за логопедом.