Воспитатель МКУ «СРЦ для несовершеннолетних Яйского муниципального округа».

Автор: Татьяна Никандровна Пашкова
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Формирование у детей навыков и привычек к здоровому образу жизни является актуальным и значимым в современных условиях, так как часто сталкиваемся с проблемами: ослабленное здоровье детей, низкий уровень физического развития. В любую эпоху человеческое общество ставит перед физическим воспитанием цель, которая обусловлена коренными социальными потребностями. В первобытном строе такой целью, стоящей перед физическим воспитанием, можно считать подготовку членов общества к условиям выживания. В эпоху Античности, была ориентировка на культ тела. В средневековой эпохе — подготовкой боеспособной армии. В эпоху Возрождения задачей физического воспитания стала подготовка членов общества, способных к выполнению профессиональных функций в сфере производства. В начале XX века в связи с милитаризацией Европы на первый план стала выступать военно-прикладная физическая подготовка. И лишь с середины XX века физическое воспитание становится личностно-ориентированным, направленным на обеспечение материальных и духовных потребностей каждой личности. В настоящее время в отечественной педагогике цель физического воспитания понимается как конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество.
В системе всестороннего гармонического развития человека физическое воспитание детей занимает особое место. Именно в детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а так же начальное формирование физических качеств. Несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще не совершенна, слабо выражены защитные свойства организма. Дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию двигательных навыков и физических качеств подрастающего поколения.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.
Ухудшение физического и психического здоровья населения, низкий культурно-педагогический уровень родителей, увеличение количества неполных семей и разводов и другие социально-негативные явления, современного общества обусловливают рост числа детей, воспитывающихся в неблагополучных, малообеспеченных семьях, с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Важнейшими причинами отклонений в физическом развитии ребенка являются неблагополучные семьи. Определенные стили семейных взаимоотношений ведут к формированию неправильного развития ребенка. Недостатки воспитания и быта, когда родители отстраняются по различным причинам от воспитания ребенка; конфликтные отношения и жестокое обращение с ребенком; агрессивная обстановка в семье, пьянство; материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей. Все эти факторы создают для детей дискомфорт; лишенные родительского внимания, предоставленные самому себе, много времени просиживают у компьютера, зачастую не получают правильного питания, тепла и здорового сна. Подвергаясь психологическому и физическому насилию, рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотические средства. Все это наносит большой вред как, психологическому так и физическому здоровью детей.
В процессе жизнедеятельности возникают трудности, разрешить которые, самостоятельно, опираясь на свой опыт, дети не могут. В процессе социализации им необходима профессиональная социально-педагогическая поддержка, где ведущая роль принадлежит социально – реабилитационным центрам для несовершеннолетних.
Одной из главных целей деятельности реабилитационных центров является профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большинство несовершеннолетних поступающих в социально – реабилитационный центр, находятся в социально опасном положении, имеются значительные пробелы в знаниях, в частности элементарные представления о гигиене и санитарном состоянии, отсутствуют культурно — гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Так же у детей имеются существенные отклонения в физическом развитии, дети в различной степени нуждаются в оздоровлении, некоторые в нравственном укреплении духа, силы воли, а кто-то просто в улучшении самочувствия.
Специалистами центра обеспечивается своевременная и полноценная социально-психологическая и cоциально-педагогическая помощь. Созданы все необходимые условия для успешной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, обеспечена полная занятость воспитанников. Специфика работы с детьми основана на воспитательно-реабилитационном процессе. Система планирования социально-реабилитационной работы с детьми выстроена таким образом, чтобы несовершеннолетний за период прохождения реабилитации в учреждении мог получить большой объем знаний, навыков и умений путем комплексных занятий и мероприятий по основным направлениям действующей в центре программы «От сердца к сердцу». Воспитатели планируют воспитательно-реабилитационную работу с детьми каждый по своей разработанной программе с целью исправить пробелы и продолжить работу по развитию ребенка в соответствии с возрастными нормами и социальными отклонениями. Воспитательно-реабилитационная работа ведется с целью разностороннего развития по следующим направлениям: интеллектуально-познавательное, валеологическое, культурно-эстетическое, социально-психологическое, гражданско-патриотическое, экологическое, духовно-нравственное, социально-правовое, профориентационное, ОБЖ, трудовое, физкультурно-оздоровительное.
Хочется подробнее остановиться на физкультурно-оздоровительной работе центра. Растить детей, здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого детского учреждения. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Физкультурно-оздоровительная работа ориентирована на формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков в области гигиены, питания, закаливания, изучения своего организма, негативное отношение к вредным привычкам, следование укрепляющему здоровье жизненному режиму, обучение детей управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими. Для этой цели, используются в работе с детьми познавательные беседы, занятия, презентации, акции и этические беседы которые раскрывают те или иные стороны нравственных отношений.
Бег, прыжки — это естественные виды движений и занимают важное место в физическом воспитании. Дети учатся не только двигательным умениям, бегать на короткие и длинные дистанции, прыгать в высоту и вдаль, метать мячи в цель и на дальность, в кольцо, но и развивают скорость, силу и выносливость. Чтобы активизировать подвижную деятельность в повседневной жизни детей, на прогулках используются подвижные игры и различные спортивные упражнения.
Невозможно представить жизнь детей без веселых развлечений, шумных, интересных игр, и увлекательных конкурсов. Спортивные праздники, физкультурные досуги, походы, дни здоровья, эстафеты, турниры, кроссы, различные соревнования скоростные и силовые, командные или личностные обеспечивают активный отдых детей, формируют положительное отношение к занятиям, повышают интерес к физкультуре и спорту. А это является, не маловажным в воспитании подрастающего поколения. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, воображение и творчество, формируют потребность в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить его, и целенаправленно действовать в нем.
Разнообразные формы работы с детьми способствуют совершенствованию детского организма, обогащению двигательного опыта детей, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. А так же эффективно решают задачи, формирующие психологические, нравственные, эстетические, волевые свойства и качества.
Существенным в работе является индивидуальный подход. Многие дети как уже отмечалось, поступают физически ослабленные, подверженные быстрому утомлению, эмоциональный тонус у них и настроение снижены. Работа строится на не принуждении, на увлечении и заинтересованности. Необходимо дать возможность ребенку понаблюдать и вступить в деятельность по собственному желанию, помочь постепенно, сначала пассивно, затем более активно вливаться в деятельность, будь то игра или занятие. Постепенно дети адаптируются, кто быстрее, а кто дольше, преодолевают страх и неуверенность. Спустя некоторое время у детей возникает желание не только заниматься физкультурой, но и достичь каких – либо успехов. Дети учатся играть, следовать правилам, поддерживать дисциплину, работать в команде, выигрывать, побеждать и быть побежденным. Вскоре дети радуются успехам не только своим, но и своих товарищей. Дети становятся активными, проявляют сноровку, инициативу.
Значительное место отводится игровым приемам, так как они наиболее эффективны в работе с такими детьми. Вся работа предусматривает цель, обеспечить детям возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Обучая доступным двигательным умениям, активизируя подвижную деятельность детей, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ценна тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику, укрепляет устойчивость к стрессовым ситуациям, развивает коммуникативные способности, такие как общительность, коммуникабельность, формирует правильную ценностную ориентацию в образе жизни.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет форму проведения свободного времени, поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

«Организация воспитательной работы в учреждениях социальной помощи несовершеннолетним»..docx