«СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор: Киселева Надежда Борисовна
Реферат

«СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Выполнил:
Киселева Надежда Борисовна.

С. Старые Маклауши, 2020 г.
Оглавление

1. Актуальность и значимость патриотического воспитания.
2. Определение понятия «патриотизм»
3. Структура патриотизма
4 Функции патриотизма
5. Сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.
6. Заключение
7. Список использованной литературы

1. Актуальность и значимость патриотического воспитания.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Сущность и содержание патриотического воспитания определяется в
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» как систематическая деятельность, направленная на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
2. Определение понятия «патриотизм».
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Более развернутое определение находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»
Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями и тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
Патриотизм – это чрезвычайно сложное, временами даже противоречивое чувство. Оно включает целый комплекс разнородных составляющих, значение и смысл которых меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. Сама сущность патриотизма обогащалась и продолжает обогащаться новым содержанием с развитием цивилизации Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма.
По ходу истории, по мере развития государств, по мере их территориального расширения, расширялось представление об отечестве. А за ним и чувство патриотизма. Возникновение национального патриотизма относится к XIV веку, временам Жанны Д\’Арк.
Одновременно, с развитием классовой структуры, шел параллельный процесс. Патриотизм все более переставал быть единым целым, все более усложнялся. То, что свой относительно завершенный вид он получил в ходе становления буржуазного общества и национальных государств вовсе не означает, что патриотизм остался незыблемым со времен Великой французской революции. В XX веке возникли и советский, и социалистический патриотизм.
Любовь к родине приобретала у разных социальных групп свои особенности и свойства. Ибо разные люди и разные слои народа любят родину по разному и ее благо по разному понимают. Присоединение личности к тому или иному типу патриотизма становится результатом сознательного выбора, и, следовательно, частью мировоззрения. Эту часть патриотизма можно назвать «социально классовой» или «политической».
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм Малинкин А.Н. Социальные общности и идея патриотизма.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Цели патриотического воспитания школьников диагностируемые, то есть, через результат:
– формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности;
– формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений;
– создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности в процессе усвоения действенно- практического опыта.
Проведенный анализ проблемы патриотизма и патриотического воспитания и выявленные принципы как неотъемлемые требования к организации патриотического воспитания школьников, позволили определить сущностные характеристики, структуру и функции патриотического воспитания школьников.

3. Структура патриотизма.

По мнению И.А. Липского и Л.Е. Никитиной структуру качественно- количественных изменений явления описать практически невозможно без анализа структуры самого изменяющегося явления, т.е., выявить структуру процесса патриотического воспитания нельзя, не рассмотрев патриотическое воспитание как целостное и сложное явление, как систему. Такое рассмотрение патриотического воспитания дает возможность выявить структуру и процесс патриотического воспитания (динамику изменения ее основных элементов).
Патриотизм представляет собой сложное явление. Подавляющее большинство исследователей выделяют в структуре патриотизма три элемента: патриотическое сознание, патриотическую деятельность и патриотические отношения. Ю. Трифонов добавляет к ним четвертую составляющую – патриотическую организацию.
Патриотическое сознание образует особую форму общественного сознания, сочетающую в себе политическую, социальную, правовую, религиозную, историческую, нравственную составляющие.
Политическая система общества через воздействие властных структур накладывает особый существенный отпечаток на сознание граждан. К сожалению, далеко не все способны различать Государство, представленное властной элитой, иОтечество, которое гораздо шире своей политической составляющей. Настоящий патриот не ставит в вину своей Родине то, что в эпоху перемен жить на родной земле нелегко. Именно в такие периоды и проверяется крепость патриотических чувств. Как нельзя винить свою мать в том, что ее истязают болезни, так и Родину нельзя винить за то, что властвуют продажные и алчные политические элиты. Болезнь надо лечить, а с предателями – бороться.
Социальный элемент в патриотическом сознании определяется имеющимися в обществе классовыми отношениями и соответствующими критериями их оценки.
Право оказывает влияние на формирование и функционирование патриотического сознания через юридические нормы, закрепленные в первую очередь в Конституции государства.
Весьма неоднозначно может быть оценена роль религии в формировании патриотического сознания. Ее сложность обуславливается наличием в обществе представителей различных конфессий, а так же убежденных атеистов. Такая духовная неоднородность, естественно, подразумевает различное понимание патриотизма.
Огромное значение для формирования патриотического сознания имеет история Отечества. В фактическом материале, отражающем прошлое нашей страны, содержатся знания, способствующие формированию патриотизма. В связи с этим уместно вспомнить слова А.С. Пушкина, обращенные к П. Чаадаеву: «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Важную роль в формировании патриотического сознания играет категория нравственности. Время показало несостоятельность политического акцентирования в деле воспитания патриотизма, что было характерно для советского времени. Настоящим патриотом может считаться только тот, кто сумел превратить патриотический долг из общественно значимого требования в глубоко осознанную внутреннюю духовную потребность: патриотизм, родина, отечество, духовный.
Выявленная на основе методологических подходов структура системы патриотического воспитания представляет собой совокупность следующих составляющих его элементов:
– субъекты и объекты патриотического воспитания школьников;
– цель;
– патриотически-ориентированная деятельность (учебно-познавательная,
– трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-
ориентировочная, общественная);
– система отношений;
– управление;
– внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство);
– комплекс критериев и показателей.

4. Функции патриотизма.

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.
Проектируя систему функций патриотического воспитания школьников, мы опирались на различные представления ученых о компонентах структуры деятельности учителя и ее функциях (В.И. Гинецинский, Н.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А. Липский, Л.Е. Никитина).
В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были модифицированы функциональные компоненты профессионально- педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников.
Таким образом, выделим следующий перечень функций, который необходим и достаточен:
1) ориентирующая функция,
2) мотивационно-мобилизационная функция,
3) информационно- гностическая функция,
4) организационная функция,
5) преобразующая функция,
6) координирующая функция
7) контролирующая функция,
8) прогностическая функция,
9) коррекционная функция
Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция – ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.
Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных.
Известно, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.
Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.
Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.
Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.
Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями, поставленными государством и образовательным учреждением.
Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.
Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.
Отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.
5. Сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

При характеристике патриотического воспитания как системы, мы опираемся на обе вышеназванные мировоззренческие позиции. Согласно первой позиции, мы определяем структуру системы патриотического воспитания школьников. Согласно второй мировоззренческой позиции и с учетом результатов исследования В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания, мы выделяем следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Кратко охарактеризуем их.
Многофакторность системы – первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность – вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
– организацию процесса патриотического воспитания школьников;
– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
– принятие управленческих решений;
– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Перспективность – третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
Комплексность – четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость – пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме – к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.
Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные.
Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.
Целостность – шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.
Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.
Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:
– во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;
– во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;
– в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.
Активность – седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность».
Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:
– целостность;
– систематичность и длительность,
– перспективность,
– комплексность,
– ступенчатость,
– активность,
– полифункциональный характер.
Изученные выше положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ.
Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
6. Заключение.
Исходя из того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества информирует и учитывает требования общества к молодому поколению. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств.
Такими документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федерального закона «Об общественных объединениях»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно- патриотических молодёжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; образовательный стандарт общего среднего образования,
В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества.
Критерии и показатели результативности патриотического воспитания школьников
Критерий Показатель Параметры
Соответствие между
декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением индивида как субъекта деятельности
Патриотическая воспитанность Опыт познавательной деятельности
Опыт эмоционально-ценностных отношений
Действенно-практический опыт

7. Список использованной литературы.

1. В.Е. Мусина Патриотическое воспитание школьников. Белгород 2013
2. Ильенков, Э.Я. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991.
3. И.Ф.Харламов. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999.
4. Афанасьев В.Г. Системность и общество/В.Г. Афанасьев. — М.: Наука, 1990

реферат Патриотическое воспитание.docx