Автор: Адизова Милана Алиевна
Китайская народная мудрость:
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
На сегодняшний день работодатели стали определять требования к подготовке студентов и хотят, чтоб выпускник среднепрофессионального образовательного учреждения практически сразу осуществлял свою деятельность на высоком профессиональном уровне, был не просто обладателем широкого набора знаний, умений и навыков, а квалифицированным специалистом. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания всех дисциплин, в том числе экономических. Методика преподавания призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала, в чем именно помогает современное развитие информационных технологий. Оно позволяет преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: электронные учебники и энциклопедии, слайды, видеоролики, выход в интернет или работа с программами, такими как 1С Бухгалтерия.
При использовании Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) необходимо обратить особое внимание на логически грамотно продуманную структуру самого урока. Планируя урок с применением, ИКТ преподаватель должен соблюдать требования, в которых раскрывается место применения информационных технологий, логику раскрытия материала, средство обучения, характер изложения материала, анализировать и обсуждать, фундаментальные узловые вопросы изучаемого материала. Методикой применения ИКТ является благоприятное сочетание и взаимосвязь разных форм и приемов на уроке, что позволяет сделать процесс обучения активным и для преподавателя, и для студента, а так же позволяет максимально активизировать внимание на базовом материале и на логических связях с другими преподаваемыми предметами.
Применение методики с использованием ИКТ при организации практических работ студентов является одним из современных методов обучения, что активизирует их деятельность. Это позволит достичь преподавателю следующих результатов: повышение мотивации в изучении основ экономики, повышению успеваемости, повышению качества и интенсивности работы студентов.
Инновационные модели обучения в колледже предусматривают: активное участие студента в процессе обучения (в противовес пассивному усвоению материала), представление знаний в самых разнообразных формах (а не только в текстовой), возможности прикладного использования знаний в реальных условиях. В традиционной модели обучения результат, как правило, связан с усвоением установленного программой объема информации, тогда как в инновационной модели акцент делается не на запоминание информации, а на процессе обучения.
Как мы знаем, в традиционной модели роль преподавателя – ведущая (главный источник знаний), а роль студента – преимущественно пассивная. В инновационной модели, которую мы используем в настоящее время роль преподавателя – консультативная, а студента – преимущественно активная. В такой ситуации преподавателю уже бывает недостаточно того багажа знаний, который у него есть, а это побуждает постоянному развитию педагогических качеств преподавателя и повышению его творческого и профессионального мастерства. Таким образом, инновационные методы обучения не только повышают мотивацию студентов к изучению материала, но и оптимизируют работу преподавателей. В то же время инновационная модель не исключает опоры на традиционные основы и использует формы и методы классической модели обучения.
Так, по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» на практическом занятии на тему «Заполнение первичных документов», я использую ИКТ в полной мере, для получения лучшего результата. Урок проходит в компьютерном кабинете, на каждом из которых установлена программа 1С. Студентам предоставляется ситуация, решая которую они сами приходят к ответу, какой документ заполнять и какие данные для этого нужны.
Ситуация 1. Заполнить КО-1 и КО-2, если сотруднику ООО «Консул» Магомедову К. А. 01.02.2018 г. были выданы средства под отчет в наличной форме в сумме 2500 руб. для приобретения бумаги. Фактически Магомедов К. А. израсходовал 2140 руб., НДС 433 руб., что подтвердил авансовым отчетом и товарным чеком. Остаток Магомедовым К. А был внесен в кассу 01.02.2018 г.Кассир Алиева Б. Г., главный бухгалтер Даниялова С. А. В результате обсуждения, студенты приходят к правильному ответу, что сначала деньги с кассы нужно выдать расходным кассовым ордером. Для наглядности заполнения бланка в ходе объяснения к доске выходит один студент и специальной ручкой на интерактивной доске заполняет его. Студенты не только слушают о правилах заполнения документа, но и наглядно видят, что позволяет лучше усвоить полученную информацию. После чего, каждый из студентов заполняет свой кассовый ордер за партой. Обсуждаются интересующие вопросы и типичные ошибки, возникающие при заполнении данного документа. После чего, аналогично на сумму остатка заполняется приходный кассовый ордер. В итоге заполнения двух бланков, я делаю акцент на то, что на сегодняшний день многие предприятия и организации переходят на электронный документооборот. Предлагаю студентам эту ситуацию отразить в программе 1С, каждый в своей базе, что они могут сделать, благодаря моему объяснению и диалогу студентов между собой.
В ходе одного такого практического занятия достигается главная задача – студент знает, как выглядит тот или иной документ, и умеет его заполнять. То есть, сталкиваясь с такой ситуацией на работе, он сможет ее решить.
Хочется отметить, что умение применять ИКТ на уроках приводит к положительным результатам на экзамене. Так, по результатам сдачи экзамена видно, что средний балл за 2016-2017 уч.год – 4,0 , а за 2017-2018 уч.год — 4,2.