МБДОУ ” Преображенский детский сад” Колосок”

Автор: Волчецкая Марина Анатольевна
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Использование устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.
Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Дети с удовольствием повторяют:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.
Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем.
Кроме того, потешки
Статья на публикацию.docx