Речевая культура педагога

Автор: Ладанова Людмила Николаевна
В повседневной образовательной деятельности мы, педагоги, порой не замечаем, что каждый из нас течение одного дня находится на виду у множества обучающихся. И то, насколько мы аккуратно выглядим, какие эмоции отражаются у нас на лице, как мы общаемся со своими студентами—все это может играть немаловажную роль в успехе или неуспехе урока. А поскольку главным «рабочим инструментом» у преподавателя является слово, то здесь мы должны быть на высоте.
Что значит «культура речи»?— Это не этикет (хотя и он является необходимой частью нашей работы), не формулы вежливости. Прежде всего, это знание норм русского литературного языка и их применение их в повседневной жизни. Причем, касается это не только преподавателей русского языка и литературы, а всех, кто имеет отношение к педагогической работе.
Что прежде всего бросается «в глаза» в устной речи? Конечно же, ударение. Нарушение орфоэпической нормы, как то :квАртал, дОговор,звОнит, Оптовые, катАлог и тому подобное—это недопустимо. В этом случае мы закрепляем ненормативное произношение у своих обучающихся, мы учим их говорить неправильно! Многие из них ведь все-таки доверяют нам и в этой ситуации.
А как предотвратить неправильность ударения? Мне кажется, ответ здесь может быть один: орфоэпический словарь должен стать настольной книгой любого учителя и в целом каждого публичного человека. Мы должны сами говорить на хорошем русском языке и быть в этом примером для своих обучающихся.

Речевая культура педагога.docx