«Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Автор: Лебедева Алёна Павловна
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для понимание того, что наши дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача нас — педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого ребёнка появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Дети, обучающиеся в школе — интернате, имеют свои особенности в развитии: низкую мотивацию к восприятию учебного материала, трудности в запоминании нового материала, мышление основано на образах и наглядности, поэтому использование здоровьесберегающих технологий повышает доступность учебного материала.
Наши дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность и т. д.
Поэтому нам педагогам, работающим с такими детьми, приходится корректировать не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи, нам помогает использование здоровьесберегающих технологий. Не случайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленнее, чем развитие обычных детей, для них главным видом деятельности продолжает оставаться игра. Учитывая эту особенность детей, мы используем игровые формы организации коррекционно-развивающей работы с применением здоровьесберегающих технологий.
Одной из таких форм, я использую занятие в виде тематического путешествия. На таком занятии присутствует главный герой (сказочный персонаж), который совершает путешествие. Дети выполняют задания, помогая тем самым герою продвигаться к конечной цели, в процессе выполнения заданий формируются и закрепляются навыки здорового образа жизни, счёта, написания букв, графические навыки развивается мелкая моторика и др.
На сегодняшний день, в условиях стремительного развития науки и техники, мы создаём в школе – интернате условия для сохранения и укрепления здоровьявоспитанников, в том числе за счёт:
– оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
– использование эффективных методов обучения;
– повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
– организация мониторинга состояния здоровья детей;
– улучшение организации питания обучающих;
– рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе занятия в зависимости от состояния учащихся, степени их утомления мы организуем динамическую паузу (иногда две), на которой проводятся физкультурные разминки с использованием простых стихотворных текстов. Проговаривание текста способствует развитию речи, памяти, выполнение физических упражнений развивает крупную и мелкую моторику учащихся.
Релаксация – проводим в любом помещении, вне зависимости от психического состояния детей. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика — проводим ежедневно, хорошо влияет на детей с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз – проводим ежедневно в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Гимнастика дыхательная – используем в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). Организуем незаметно для ребёнка, посредством включения в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определённой схеме исостоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии:
Арттерапия- лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций.
Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребёнка.
Технологии музыкального воздействия — используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста.
Психогимнастика — я использую в виде выразительных движений в воспитании эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других.
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
А на последок…
хочется сказать, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. А только здоровый ребёнок эффективно обучаем.

доклад лебедевой конференция.docx