учитель музыки МБОУ «СОШ №87»

Автор: Попова Наталья Сергеевна
«Современный подход к здоровьесберегающим технологиям средствами музыки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
«Здоровье есть высочайшее богатство человека»
Гиппократ
В условиях введения ФГОС важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Стандарт требует от нас реализации трех видов результатов : предметные, метапредметные и личностные. Реализация системно-деятельностного подхода потребовала больших перемен в сознании педагогических работников. На заседаниях педагогических лабораторий в школе рассматривались различные проблемы введения стандартов нового поколения в практику и пути их решения. Весь учебный процесс стал единым (целостным), качество реализации образовательной программы школы зависит от каждого сотрудника образовательной организации.
На одной из педагогических лабораторий школы, формирование метапредметного результата и отслеживание динамики его формирования, а в дальнейшем развития, было распределено по методическим объединениям. Предмет музыка относится к гуманитарному объединению, которое «отвечает за формирование метапредметных умений: Смысловое чтение и умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и т.д. (ФГОС ООО п.10.10)
Реализуется образовательная программа школы путем использования деятельностных технологий: развивающее обучение, проблемное обучение, коллективная система обучения, технология развития «критического мышления», обучение в сотрудничестве. Сегодня я хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания.
Институт возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов. Причин роста числа заболеваний много. Это плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и эмоциональные перегрузки, повышенный уровень тревожности.
К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше. Результаты моего исследования среди детей младшего школьного возраста в количестве 25 мальчиков и 25 девочек отражены в графике.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».
Теме «Сохранение и укрепление здоровья» посвящены работы многих авторов.
Изучив литературу, проанализировав результаты мониторинговых исследований, я составила систему упражнений, применяемых на уроках музыки, способствующих укреплению здоровья детей, а так же определила для себя цель и задачи педагогической деятельности.
В представляемом мною педагогическом опыте здоровьесбережение рассматривается как универсальное метапредметное умение, позволяющее сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в повседневной жизни.
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
Предмет музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Рассмотрим некоторые здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей педагогической практике.
 Вокалотерапия — пение благотворно действует на бронхо — лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Вокалотерапия активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей и др.
(показ и работа с участниками семинара)
А – оказывает лечебное влияние на сердце и жёлчный пузырь, снимает мышечные спазмы.
О – оказывает активное влияние на деятельность поджелудочной железы.
У – оказывает стимулирующее влияние на работу почек и мочевого пузыря, активизирует органы дыхания.
И – лечит заболевания уха, горла, носа, органов зрения, оказывает стимулирующее воздействие на сердечную деятельность.

Внимание следует уделить и таким звукосочетаниям:

Ма, Мо, Му, Мы, Мэ – устраняются болевые синдромы в сердце.
Эти звуки способствуют стимулированию выброса из организма негативной энергии и отработанных веществ. А также это отличный массаж гортани.
Для того чтобы усилить воздействие «пропеваемых» звуков (или звукосочетаний), следует положить свою руку на ту область организма, где находится орган, который подвергается звукотерапии, при этом необходимо представить этот орган здоровым и активно работающим.
(практическое упражнение) – 12 слайд
(13 слайд)
 Ритмотерапия — помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках ( песня-игра «Если весело живётся»).
(практическое упражнение)
(14 слайд)
 Музыкотерапия — Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Робеpт Шофлеp утверждает — все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта ,«Лесной цаpь» Шyбеpта, ода «К pадости» Бетховена способствyют yскоpению выздоpовления.
По мнению фpанцyзских yченых мyзыка Генделя стабилизиpyет поведение шизофpеников. В качестве фона для работы или учебы хорошо подходит медленная музыка в стиле барокко – Бах, Гендель, Вивальди. А скрипичные произведения Гайдна и Моцарта повышают концентрацию внимания, улучшают память. Музыка композиторов-импрессионистов – Дебюсси, Равеля – генерирует творческие импульсы. Джаз, блюз и другая музыка афроамериканского происхождения обостряет чувство юмора, стимулирует общение. Музыка Брамса исцелит от усталости.
Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку Моцарта. Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название: эффект Моцарта.
Влияние звучания музыкальных инструментов на внутренние органы тоже очень колоссальное, например :
Гитара – действует на сердце,
Арфа — на легкие ,
Флейта — на печень,
Гобой — Желчный пузырь
Труба — Поджелудочная железа
Клавишные инструменты — желудок
Скрипка — тонкий кишечник
Существует даже взаимосвязь нотных звуков и знаков зодиака, так называемая «Музыка сфер», созданная по учениям Платона.
Ознакомиться с ней вы можете с помощью раздаточного материала.
Эти данные позволяют правильнее оценить воздействие отдельных нот на конкретного человека и помогают при выборе вокального материала.

 Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.
Вначале каждого урока я провожу так называемую «актерскую» дыхательную гимнастику разработанную педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой (1912-1989г). В 1972 году она получила патент на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и вообще благотворно воздействует на организм в целом и исцеляет от многих болезней. (бронхит, воспаление легких, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, расстройства ритма сердца, диабет, заикание, рассеянный склероз, хронические головные боли, заболевание опорно- двигательного аппарата …) Первое , что рекомендует Стрельникова убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Необходимо тренировать только вдохи, думать только о вдохе, считать только вдохи. Короткие шумные вдохи выполняются одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку. Это улучшает носовое дыхание и активизирует работу диафрагмы. Организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов.
(показ упражнения)

Наблюдения ученых разных стран показали колоссальную оздоровительную функцию музыки.

* * * С помощью музыки можно изменять кристаллические образования воды, ее биохимический и энегоинформационный состав. И это – научная аксиома. /Если учесть, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится понятной степень возможного влияния музыки на наш организм (ведь всякая болезнь, как правило, берет свое начало на биоэнергетическом уровне).
* * * Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты своих исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию можно вылечить с помощью музыки в 90 % случаев! /Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России./
* * * Российские ученые первыми в мире доказали, что музыка воздействует на организм человека на клеточном уровне. /Кстати, раковые клетки очень бурно реагируют на музыку, причем от музыки определенных видов (в частности, рок-музыки) они начинают интенсивно расти и размножаться, а от музыки иных видов их рост, наоборот, замедляется или вовсе прекращается./ Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Моя работа дает свои результаты :
— предметные – это многочисленные победы на международных и региональных конкурсах вокального мастерства ;
— метапредметные – наблюдается положительная динамика роста физического и психологического состояния школьников.
— личностные – мотивация школьников к здоровому образу жизни.
Подводя итог моего обобщения опыта, следует отметить, что работа по сохранению здоровья детей будет продолжаться .
Хочется верить, что здоровьесберегающие технологии на уроках музыки (как и на других предметах) – это и есть перспективный вклад в развитие человеческого капитала. Вклад, который может позволить современному человеку, пользуясь высказыванием Гиппократа — «Здоровье есть высочайшее богатство человека», стать здоровым, а значит счастливым.

Список литературы:
1.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: «Лаборатории музыкальных технологий»,
— http://psylist.net,
— www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/.
— http://www.chernetskaya.ru/blog/1271
— http://health.mpei.ac.ru/tonter.htm
— http://strelnikova.ru/
2. Е.М. Пекерская «Вокальный букварь»
3.Любовь Дмитриевна Алфёрова «Речевой тренинг: дикция и произношение»С.- Петербург 2003г
4.Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой М.2004
5. Рушеля Браво \»Музыка здоровья\». СПб.: Издательство “ДИЛЯ”, 2002
6. \»Энциклопедя традиционной народной медицины\» Москва, ООО \»Издательство АСТ\»: \»Сопричастность\» 2002 г.
7.Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва, 2004.
8. Методы музыкальной терапии” (автор пособия – профессор С.В. Шушарджан).

«Современный подход к здоровьесберегающим технологиям средствами музыки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
«Здоровье есть высочайшее богатство человека»
Гиппократ
В условиях введения ФГОС важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Стандарт требует от нас реализации трех видов результатов : предметные, метапредметные и личностные. Реализация системно-деятельностного подхода потребовала больших перемен в сознании педагогических работников. На заседаниях педагогических лабораторий в школе рассматривались различные проблемы введения стандартов нового поколения в практику и пути их решения. Весь учебный процесс стал единым (целостным), качество реализации образовательной программы школы зависит от каждого сотрудника образовательной организации.
На одной из педагогических лабораторий школы, формирование метапредметного результата и отслеживание динамики его формирования, а в дальнейшем развития, было распределено по методическим объединениям. Предмет музыка относится к гуманитарному объединению, которое «отвечает за формирование метапредметных умений: Смысловое чтение и умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и т.д. (ФГОС ООО п.10.10)
Реализуется образовательная программа школы путем использования деятельностных технологий: развивающее обучение, проблемное обучение, коллективная система обучения, технология развития «критического мышления», обучение в сотрудничестве. Сегодня я хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания.
Институт возрастной физиологии выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов. Причин роста числа заболеваний много. Это плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и эмоциональные перегрузки, повышенный уровень тревожности.
К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше. Результаты моего исследования среди детей младшего школьного возраста в количестве 25 мальчиков и 25 девочек отражены в графике.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».
Теме «Сохранение и укрепление здоровья» посвящены работы многих авторов.
Изучив литературу, проанализировав результаты мониторинговых исследований, я составила систему упражнений, применяемых на уроках музыки, способствующих укреплению здоровья детей, а так же определила для себя цель и задачи педагогической деятельности.
В представляемом мною педагогическом опыте здоровьесбережение рассматривается как универсальное метапредметное умение, позволяющее сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в повседневной жизни.
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
Предмет музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Рассмотрим некоторые здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей педагогической практике.
 Вокалотерапия — пение благотворно действует на бронхо — лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Вокалотерапия активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, депрессии, бронхиальной астмы, головных болей и др.
(показ и работа с участниками семинара)
А – оказывает лечебное влияние на сердце и жёлчный пузырь, снимает мышечные спазмы.
О – оказывает активное влияние на деятельность поджелудочной железы.
У – оказывает стимулирующее влияние на работу почек и мочевого пузыря, активизирует органы дыхания.
И – лечит заболевания уха, горла, носа, органов зрения, оказывает стимулирующее воздействие на сердечную деятельность.

Внимание следует уделить и таким звукосочетаниям:

Ма, Мо, Му, Мы, Мэ – устраняются болевые синдромы в сердце.
Эти звуки способствуют стимулированию выброса из организма негативной энергии и отработанных веществ. А также это отличный массаж гортани.
Для того чтобы усилить воздействие «пропеваемых» звуков (или звукосочетаний), следует положить свою руку на ту область организма, где находится орган, который подвергается звукотерапии, при этом необходимо представить этот орган здоровым и активно работающим.
(практическое упражнение) – 12 слайд
(13 слайд)
 Ритмотерапия — помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках ( песня-игра «Если весело живётся»).
(практическое упражнение)
(14 слайд)
 Музыкотерапия — Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Робеpт Шофлеp утверждает — все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта ,«Лесной цаpь» Шyбеpта, ода «К pадости» Бетховена способствyют yскоpению выздоpовления.
По мнению фpанцyзских yченых мyзыка Генделя стабилизиpyет поведение шизофpеников. В качестве фона для работы или учебы хорошо подходит медленная музыка в стиле барокко – Бах, Гендель, Вивальди. А скрипичные произведения Гайдна и Моцарта повышают концентрацию внимания, улучшают память. Музыка композиторов-импрессионистов – Дебюсси, Равеля – генерирует творческие импульсы. Джаз, блюз и другая музыка афроамериканского происхождения обостряет чувство юмора, стимулирует общение. Музыка Брамса исцелит от усталости.
Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку Моцарта. Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название: эффект Моцарта.
Влияние звучания музыкальных инструментов на внутренние органы тоже очень колоссальное, например :
Гитара – действует на сердце,
Арфа — на легкие ,
Флейта — на печень,
Гобой — Желчный пузырь
Труба — Поджелудочная железа
Клавишные инструменты — желудок
Скрипка — тонкий кишечник
Существует даже взаимосвязь нотных звуков и знаков зодиака, так называемая «Музыка сфер», созданная по учениям Платона.
Ознакомиться с ней вы можете с помощью раздаточного материала.
Эти данные позволяют правильнее оценить воздействие отдельных нот на конкретного человека и помогают при выборе вокального материала.

 Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.
Вначале каждого урока я провожу так называемую «актерскую» дыхательную гимнастику разработанную педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой (1912-1989г). В 1972 году она получила патент на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и вообще благотворно воздействует на организм в целом и исцеляет от многих болезней. (бронхит, воспаление легких, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, расстройства ритма сердца, диабет, заикание, рассеянный склероз, хронические головные боли, заболевание опорно- двигательного аппарата …) Первое , что рекомендует Стрельникова убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Необходимо тренировать только вдохи, думать только о вдохе, считать только вдохи. Короткие шумные вдохи выполняются одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку. Это улучшает носовое дыхание и активизирует работу диафрагмы. Организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов.
(показ упражнения)

Наблюдения ученых разных стран показали колоссальную оздоровительную функцию музыки.

* * * С помощью музыки можно изменять кристаллические образования воды, ее биохимический и энегоинформационный состав. И это – научная аксиома. /Если учесть, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится понятной степень возможного влияния музыки на наш организм (ведь всякая болезнь, как правило, берет свое начало на биоэнергетическом уровне).
* * * Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты своих исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию можно вылечить с помощью музыки в 90 % случаев! /Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России./
* * * Российские ученые первыми в мире доказали, что музыка воздействует на организм человека на клеточном уровне. /Кстати, раковые клетки очень бурно реагируют на музыку, причем от музыки определенных видов (в частности, рок-музыки) они начинают интенсивно расти и размножаться, а от музыки иных видов их рост, наоборот, замедляется или вовсе прекращается./ Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Моя работа дает свои результаты :
— предметные – это многочисленные победы на международных и региональных конкурсах вокального мастерства ;
— метапредметные – наблюдается положительная динамика роста физического и психологического состояния школьников.
— личностные – мотивация школьников к здоровому образу жизни.
Подводя итог моего обобщения опыта, следует отметить, что работа по сохранению здоровья детей будет продолжаться .
Хочется верить, что здоровьесберегающие технологии на уроках музыки (как и на других предметах) – это и есть перспективный вклад в развитие человеческого капитала. Вклад, который может позволить современному человеку, пользуясь высказыванием Гиппократа — «Здоровье есть высочайшее богатство человека», стать здоровым, а значит счастливым.

Список литературы:
1.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов: «Лаборатории музыкальных технологий»,
— http://psylist.net,
— www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/.
— http://www.chernetskaya.ru/blog/1271
— http://health.mpei.ac.ru/tonter.htm
— http://strelnikova.ru/
2. Е.М. Пекерская «Вокальный букварь»
3.Любовь Дмитриевна Алфёрова «Речевой тренинг: дикция и произношение»С.- Петербург 2003г
4.Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой М.2004
5. Рушеля Браво \»Музыка здоровья\». СПб.: Издательство “ДИЛЯ”, 2002
6. \»Энциклопедя традиционной народной медицины\» Москва, ООО \»Издательство АСТ\»: \»Сопричастность\» 2002 г.
7.Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва, 2004.
8. Методы музыкальной терапии” (автор пособия – профессор С.В. Шушарджан).

статья «Современный подход к здоровьесберегающим технологиям средствами музыки».doc