Автор: Бочкова Анна Владимировна
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Но каким должен быть современный урок… Сегодняшняя жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. На наш взгляд, нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с обучающимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Мы убеждены, что урок должен заставлять обучающихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. На наш взгляд, это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию и без основы на связь с современной жизнью. Именно это мы и пытались учесть при планировании данного урока.
Интегрированный урок литературы и искусства проводился в 5А классе, где большинство детей имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Обучающиеся владеют навыками учебного труда, анализа учебного материала, обобщения, умениями делать выводы, доказывать свою точку зрения. Многие ученики сохраняют внимание на протяжении всего урока. Устная и письменная речь сформирована на достаточном уровне.
Считаем, что цели урока соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным и психологическим особенностям детей, необходимому уровню подготовки обучающихся, месту в системе уроков по данной теме:
Предметные умения: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения и живописного полотна.
Метапредметные УУД:
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осуществлять способность к самооценке своих действий,
поступков.
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути
преодоления.
Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения
учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делать обобщения,
выводы.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с
учетом конкретных учебно-познавательных задач
Урок, основу которого составляет деятельностный подход, старались построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремились установить сотрудничество между учителем и учеником.
Структура урока предполагает 6 этапов: организационный, мотивация к учебной деятельности, творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, итог урока, домашнее задание, рефлексия.
Известно, что умение мыслить невозможно без умения чувствовать, поэтому восприятие темы в целом шло на эмоциональном уровне.
На этапе подведения итогов урока мы использовали технологию синквейна . Синквейн — это один из видов технологии развития критического мышления.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.
С какой же целью мы использовали синквейн на уроке?
1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею (ключевую фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5. Получается у всех, дети поставлены в ситуацию успеха.
Важно делать эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности учебного материала учебное время использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей обучающихся. Поставленные цели были достигнуты.
«Знание не самоцель, а лишь средство для развития»,- писал Сухомлинский, на наш взгляд, развитие состоялось, так как позиция школьника стала позицией человека, готового к самопознанию и самосовершенствованию.